Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.

Инвалидность при астигматизме

Как уже говорилось выше, на решение комиссии о присвоении группы влияет не форма заболевания, а способность человека самостоятельно о себе позаботиться и восстановить зрение. Варианты диагноза могут быть самыми разными, например, глаукома, возрастная дистрофия, катаракта, в том числе рефракции глаза — гиперметропия, астигматизм. Иногда близорукость с астигматизмом сочетаются. Все зависит от того, поддается ли зрение коррекции.

Чаще всего при астигматизме группа не присваивается. Но совсем другое дело, если патология приобрела серьезные формы, болезнь прогрессирует, а вмешательство противопоказано или не дает результатов. При таких обстоятельствах следует обратиться за направлением к врачу.

Инвалидность при близорукости у детей

Близорукость у детей обусловлена разными причинами. В настоящее время эта проблема встречается достаточно часто. Как правило, близорукость у детей выявляется в младших классах, в возрасте 8-10 лет. К подростковому возрасту близорукость у ребенка может усиливаться. С началом обучения в школе, нагрузка на глаза увеличивается. Вместе с тем, если нарушение вовремя не выявить, может прогрессировать и близорукость у детей. Серьезные осложнения могут стать причиной потери возможности полноценного обучения.
У ребенка близорукость также становится поводом к получению группы. Условия присвоения категории нетрудоспособности по близорукости у детей такие же, как и у взрослых.

Процедура оформления инвалидности детям, не отличается от аналогичного процесса для взрослых. Ребенку также следует пройти комиссию, которая в случае положительного решения, присваивает статус — «ребенок-инвалид». Степень близорукости у ребенка, определяется по тем же критериям. Присваиваются те же группы — первая, вторая или третья.

Переосвидетельствование вновь проводится по достижению 18 лет. До этого времени у ребенка сохраняется статус инвалида по зрению. Обследование, проведенное с наступлением совершеннолетия, покажет должен ли он быть продлен или зрение улучшилось.

Диагностика нарушений речи

Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.

Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.

Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.

Невролог может назначить дополнительные обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
  • МРТ или КТ головного мозга.

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:

  • педиатр;
  • социальный педагог;
  • психолог;
  • психиатр;
  • логопед;
  • дефектолог.

Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.

В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:

  • сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
  • требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.

Критерии определения группы инвалидности

Если человек соответствует вышеобозначенным критериям, то он будет признан инвалидом. Следующий важный момент — определение группы инвалидности по зрению. На отнесение к определенной группе влияют два фактора: снижение остроты и сужение границ зрения. Определить степень поражения зрительных органов может только узкий специалист в области медицины — врач-офтальмолог. Выделяют следующие группы инвалидности:

  1. I группа: для нее характерна полная слепота или близкое к ней состояние (при остроте зрения менее 0,04 диоптрии), поле видимости от точки фиксации составляет от 10 до 0 градусов.
  2. II группа: острота зрения составляет от 0,05 до 0,1 диоптрий, поле видимости от точки фиксации находится в пределах 20–10 градусов. Данная группа инвалидности накладывает ограничение на работу — трудовая деятельность возможна только на специально оборудованных местах, где ручная работа выполняется без визуального контроля.
  3. III группа: острота зрения находится в пределах 0,1–0,3 диоптрии, поле видимости сужено до 40 градусов. Люди, которыми назначена данная группа, имеют возможность осуществлять визуальный осмотр, это потеря видимости средней степени.

Данная классификация распространяется как на взрослых людей, так и детей. Важный нюанс — несовершеннолетним присваивается особый статус «ребенок-инвалид».

Дополнительная помощь для инвалидов

Финансовая помощь — не единственная мера поддержки, на которую могут рассчитывать инвалиды. Дополнительную помощь можно получить в различных сферах жизнедеятельности:

  • Трудовые условия. Гражданин должен дать официальное согласие на сверхурочную работу, а также в выходной день, днем или ночью. Кроме того, трудовая деятельность не должна причинять дополнительный вред здоровью.
  • Использование общественного транспорта. Дети-инвалиды могут пользоваться транспортом бесплатно, также данной льготой могут воспользоваться инвалиды I, II групп, а также граждане с ограниченным зрением или двигательными возможностями.
  • Есть возможность водить ТС при условии, что будет установлен специальный знак. Кроме того, можно бесплатно парковаться.
  • Скидки на приобретение медицинских препаратов. Льгота предусмотрена в размере 50 или 100% в зависимости от того, работает ли гражданин.
  • Посещение общественных мест. Инвалиды I, II группы имеют право посещать медицинские учреждения без очереди и другие общественные места (в магазинах, поликлиниках).
  • Проживание. Согласно установленным нормативам, пенсионер не должен проживать на площади менее 36 м², что в два раза больше, чем для человека с нормальным здоровьем. Денежные средства выделяются из государственного бюджета для специализированного оборудования и устройств.
  • Получение социального жилья. Инвалиду предоставляется жилье при оформлении договора соцнайма. Для начала гражданина ставят на учет. Для инвалидов-сирот предоставление жилья осуществляется без очереди.

Важно отметить, что данный список неполный. Чтобы узнать более подробную информацию о льготах, достаточно посетить официальный сайт ПФР или прочитать закон о соцзащите. На государственном уровне предусмотрена гибкая система поддержки инвалидов различных категорий, что позволяет поддерживать уровень жизни граждан на должном уровне.

Существует так называемая доконтактная и постконтактная профилактика ВИЧ. В первом случае лекарство нужно регулярно принимать тем, у кого повышен риск заразиться: например, практикующим незащищенный секс с непроверенным партнером (партнерами). Во втором же случае лекарства нужны тем, у кого уже был незащищенный сексуальный контакт, особенно если он был с человеком из группы риска. Или если в открытую ранку попала кровь такого человека.

Действующие вещества препаратов блокируют один из ферментов вируса, способствующий его размножению. ВОЗ пишет, что если начать прием лекарства как можно скорее после контакта с больным (в идеале в течение первых 72 часов), то риск заражения ВИЧ снижается более чем на 80%.

– Лекарства можно купить в некоторых аптеках практически в любом городе. Стоимость оригинального препарата варьирует в диапазоне 9–15 тысяч рублей, но существуют и бюджетные аналоги, – говорит Николай Лунченков. – В любом случае схему приема таблеток сначала придется обсудить с врачом, а к нему важно обратиться как можно раньше. Если оперативно попасть к специалисту не получается, попробуйте связаться с представителями различных благотворительных фондов, а в особенности – организаций по борьбе со СПИДом. Возможно, там помогут найти нужного доктора, а где-то и поделятся лекарствами на первый день.

В чем разница статусов?

Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).

Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).

В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.

Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ

1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.

2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.

3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).

4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.

6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).

7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Источники:

Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;

«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».

Получение статуса инвалида по зрению

Инвалиды по зрению — одна из самых распространенных групп среди людей с инвалидностью. Это связано с рядом причин:

  • Хрупкость человеческого зрения: даже небольшая травма или заболевание могут привести к необратимой потере;
  • Относительная простота получения: как только уровень зрения падает ниже определенной отметки, группу дают без лишних вопросов;
  • Возрастные проблемы: большинство инвалидов (около 78%) находится в пожилом возрасте, постепенно теряя зрение.

Правом на получения статуса инвалида обладают граждане РФ, полностью лишившиеся зрения или страдающие снижением функции до невозможности жить и работать без дополнительной помощи.

Получение группы для слабовидящих и слепых граждан регламентируется следующими законами:

  • 181-ФЗ, гарантия соцзащиты для всех категорий нетрудоспособных граждан;
  • 46-ФЗ, основные права инвалидов;
  • Постановление правительства №95 об условиях признания;
  • Приказ Минздрава №535 о порядке проведения МСЭ.

Помимо этого, при определении нарушений зрения комиссия руководствуется МКБ последней ревизии.

Немного статистики о незрячих людях

Слыша о различных заболеваниях или, например, слепоте, многие люди отрицают вероятность появления их у него самого. Конечно, когда проблема касается других, кажется, что все это так далеко и не коснется тебя. Вот только статистика по количеству незрячих в стране не самая радужная. Каждый год более 45 тысяч россиян оформляют инвалидность из-за плохого зрения или незрячести (соотношение примерно 50 на 50).

Больше всего слепоте и ухудшению зрения подвержены люди пожилые. Здесь сказываются возрастные особенности. Нередко у взрослых людей развивается катаракта, являющаяся одной из самых частых причин слепоты.

Постепенно возраст ослепших людей снижается. Сегодня половина больных слепнут еще до выхода на пенсию. Этому способствуют следующие факторы:

  • ожирение;
  • недостаток витаминов и незаменимых микроэлементов;
  • плохая экология;
  • ультрафиолетовые лучи.

Наличие даже ряда факторов может спровоцировать потерю зрения, поэтому к своему здоровью нужно относиться очень внимательно уже в молодом возрасте.

Как оформить инвалидность по зрению

Чтобы оформить или переосвидетельствовать нетрудоспособность по причине частичной или полной утраты способности воспринимать зрительную информацию взрослых пациентов направляют в региональную МСЭ.

МСЭ подразумевает прохождение обследования, в ходе которого врач-офтальмолог (окулист) дает справку о состоянии оптической системы.

Выбирают учреждение для получения справки самостоятельно, согласно действующему законодательству РФ проверка зрительно восприятия осуществляется в частной поликлинике или государственном учреждении.

Инициатором получения инвалидности может стать сам врач или пациент.

Для оформления нетрудоспособности собирают следующие документы перед обращением в МСЭ:

  • заявление;
  • паспорт гражданина Российской Федерации (оригинал или копию);
  • направление, полученное от офтальмолога для прохождения МСЭ;
  • копия документа, содержащего записи о трудоустройстве гражданина (трудовую книжку следует нотариально заверить у нотариуса);
  • историю болезни и лечения (все указывается в медицинской карте, предоставить ее или сделать копию и заверить у нотариуса, обычно требуют оригинал);
  • оригинальные справки из поликлиник, где гражданин проходил обследования и лечение.

При необходимости предоставляют засвидетельствованную справку о получении травмы на производстве в процессе работы с опасными механизмами или химическими веществами. После прохождения экспертизы на руки выдают справку о присвоении группы нетрудоспособности и программу, разработанную РФ для реабилитации (она помогает улучшить состояние пациента, поднять уровень зрительного восприятия).

Как оформить инвалидность: пошаговая инструкция

Разберем получение инвалидности в 2022 пошагово с учетом новых правил.

Шаг 1. Обратиться в поликлинику (государственную, муниципальную или частную, имеющую соответствующую лицензию) для обследования и получения направления на медико-социальную экспертизу.

Направление оформляется специалистами медицинской организации. Оно содержит:

  • полную информацию о состоянии здоровья и результатах обследований;
  • сведения о выбранной гражданином форме прохождения экспертизы (очная или заочная);
  • способ получения уведомлений и документов (в личном кабинете на Госуслугах, непосредственно в отделении МСЭ или почтой).

Если медицинская организация отказывает в выдаче направления на МСЭ, на руки гражданину выдается заключение врачебной комиссии, которое он вправе обжаловать в Минздраве (региональном или федеральном) или в Росздравнадзоре.

Шаг 2. Медицинская организация самостоятельно передает в учреждение МСЭ направление и все сведения, которые требуются для проведения экспертизы.

Дальнейшая инструкция, как оформить инвалидность, зависит от формата прохождения экспертизы. Если гражданин выбрал заочный, то на этом все, остается только дождаться решения.

Шаг 3. Если МСЭ производится очно, то пройти экспертизу лично.

Собирать и везти в бюро ещё один пакет документов не требуется, к ним всё поступит из направляющей организации.

Кроме бюро МСЭ, если нет возможности туда приехать, освидетельствования происходят:

  • на дому при невозможности явки из-за здоровья;
  • в медорганизации, где человек находится на стационаре;
  • в организации стационарного соцобслуживания;
  • в исправительном учреждении.

Шаг 4. Получить справку об инвалидности и ИПР.

↑ Установление инвалидности

Признание лица инвалидом
осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ) на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойким расстройством функций организма, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — дополнительная категория «ребёнок-инвалид» (на основании Постановления Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и Приказа Минздравсоцразвития РФ № 535 от 22 августа 2005 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан ФГУ МСЭ»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *