Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Объявление умершим — признание официальными инстанциями (обычно по решению суда) факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием. Влечёт те же юридические последствия, что и смерть, констатированная обычным образом, то есть открытие наследства, прекращение брака, пребывания в должностях и проч.

Когда гражданин может считаться безвестно отсутствующим?

Человек признается безвестно отсутствующим при наличии совокупности следующих условий:

Человек отсутствует в месте своего пребывания

Никто не знает, где он находится

Нет возможности определить местонахождение лица

Отсутствие в течение длительного времени — не менее 1 года

Непреднамеренное отсутствие лица.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Двойственное положение гражданина, в отношении которого нет информации о месте его пребывания, толкает на то, чтобы заинтересованные лица обратились в судебные органы для решения вопроса конкретизации статуса такого лица.

А сама двоякость положения проявляется в том, что гражданин, с одной стороны имеет права и обязанности, теоретически является субъектом определенных правоотношений, с другой – не пользуется своими правами, а также не выполняет обязательства.

Ситуация, связанная с ним, находится как бы в подвешенном состоянии.

Возникает необходимость признать такого человека безвестно отсутствующим через суд.

Основания и порядок принятия такого решения предусмотрен законодательством.

Признание человека безвестно отсутствующим призвано защищать права и интересы, как его самого, так и других. В первом случае это могут быть кредиторы человека, место жительства которого неизвестно долгое время, или же его родные, которые не могут воспользоваться льготами до тех пор, пока такой гражданин формально не изменил свой статус.

Для самого гражданина установление такого факта имеет ряд положительных моментов: движимое и недвижимое имущество передается в доверительное управление иному лицу. Таким образом, минимизируется риск его потери (кражи, разрушения прочее).

Наличие решения суда для такого человека имеет довольно серьезные последствия, связанные с реализацией прав и выполнением обязанностей.

Какого гражданина можно считать безвестно отсутствующим

Безвестно отсутствующий Гражданин — это человек, о месте нахождения которого нет информации в месте его жительства в течение года. Если невозможно установить точную дату последних данных, такой датой считается первый день следующего месяца, в течение которого были получены сведения. Если же не удаётся установить точный месяц, то датой становится 1 января следующего года.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент контент

Инструкция признания неплательщика алиментов безвестно отсутствующим

По общему правилу, согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», требование о взыскании алиментов должно быть принудительно исполнено в течение 2 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.

Для этого судебными приставами-исполнителями совершаются исполнительные действия и применяются меры принудительного исполнения до момента установления местонахождения должника, его имущества.

Если в результате проведения исполнительно-разыскных действий в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике по алиментам не установлено его местонахождения, судебный пристав-исполнитель обязан проинформировать взыскателя о безрезультатности розыска.

При этом должен разъяснить взыскателю его право подать в суд с иск о признании безвестно отсутствующим должника алиментов (п. 16 ст. 65 ФЗ об Исполнительном производстве).

Таким образом, обращение в суд с возможно лишь после проведения приставом розыска должника.

При подаче искового заявления ключевым фактором является наличие бесспорных доказательств. Отсутствие надлежащих документов обычно приводит к отклонению исковых требований.

Одна из частых причин отказа – пропавший человек не объявлен в федеральный розыск. Одновременно судебная практика содержит немало положительных решений.

Пример. Гражданка Ж. обратилась в суд с заявление о признании мужа безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – супруг уехал в соседний район на заготовку леса, но так и не вернулся оттуда. Женщина обратилась в полицию. Мужа объявили в федеральный розыск. Розыскные мероприятия не дали результата. Установление юридического факта необходимо для прописки сына в квартире по месту регистрации пропавшего гражданина. Третьи лица не возражали против удовлетворения иска. Свидетели подтвердили изложенные факты. Заявление было удовлетворено (Решение Ленинского райсуда Смоленска от 18.02.2013 дело №2-1319/13).

Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ

1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим возможно только по решению суда.

Основание для признания безвестно отсутствующим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 1 года.

Основание для объявления гражданина умершим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 5 лет.

В случае, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, он может быть объявлен умершим в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Заявление о признании подают заинтересованные лица – лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия.

Дело рассматривается по месту жительства или нахождения заинтересованного лица.

Заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются в порядке особого производства судьей единолично.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Лицами, участвующими в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, являются заявитель и заинтересованные лица. Эти дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.

Исследовав все обстоятельства дела, судья выносит решение. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия: у нетрудоспособных членов семьи возникает право на пенсию, расторжение брака по заявлению супруга производится в органах записи актов гражданского состояния, не требуется согласия отсутствующего на усыновление его ребенка.

Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц[1].

Согласно ст. 42 ГК РФ[2], гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Материально-правовым основанием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте жительства этого гражданина сведений о месте его нахождения в течение срока, не менее одного года.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Порядок признания по шагам

Гражданское законодательство, в частности глава 30 ГПК РФ регламентирует порядок признания факта безвестного отсутствия. Для того, чтобы признать человека без вести отсутствующим, заинтересованное лицо должно обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Все дела по подобным вопросам рассматриваются только в присутствии представителя прокуратуры.

  1. Заинтересованное лицо, будь то супруг, иждивенец, родственник или организация, должно написать заявление в суд. В заявлении должна быть отражена следующая информация:
    • цель признания юридического факта;
    • обстоятельства и доказательства того, что связь с человеком утеряна более года;
    • срок отсутствия и дата исчезновения;
    • возможные причины исчезновения и если известно, то факты угрожающие жизни и здоровью пропавшего.
  2. К заявлению необходимо приложить следующие документы:
    • паспорт заявителя;
    • документ, устанавливающий родственные, трудовые, иные отношения с пропавшим человеком;
    • документация, подтверждающая отсутствие гражданина (справка с последнего места учебы или работы, документ из управляющей компании, справка из МВД, свидетельские показания);
    • ксерокопии заявлений на поиск пропавшего лица;
    • квитанция об оплате госпошлины (составляет 300 рублей).
  3. Необходимо подать заявление и документацию в суд и дождаться рассмотрения судебного процесса. Во время судебного разбирательства судья может направить запросы в различные организации, а также установить круг лиц, которым могут быть известны сведения о пропавшем или причины исчезновения. Опираясь на результаты судебного разбирательства, судья выносит решение о признании человека без вести отсутствующим или об отказе в его признании.

Как происходит признание

Кто подаёт? Подать на объявление человека без вести отсутствующим может только заинтересованное лицо: родственники, наследники не из числа родственников, супруга.

Куда подавать? В суд по месту жительства или прописки пропавшего.

Что указывать в заявлении? Помимо персональных данных заявителя и пропавшего, нужно указать обстоятельства исчезновения: когда было последнее известие о нём, когда и где его видели последний раз. Обязательно заявитель прописывает, для чего человеку нужно признать умершим: чтобы получить статус разведённой, чтобы оформить имущество на себя или иные причины.

Чтобы ничего не забыть, заявление о признании человека безвестно пропавшим лучше заполнять по образцу.

Какие доказательства предъявить? Справки от полиции по делу о пропаже, розыске. Выписки из домовых книг. Показания свидетелей, достаточные для того, чтобы доказать факт длительного отсутствия. Иные бумаги, устные объяснения.

Как проходит суд? Судья выясняет обстоятельства дела, делает запросы в разные инстанции. Если никаких нарушений нет, и судья не усматривает корыстный умысел в действиях заявителя, он удовлетворяет просьбу. Если обнаруживаются противозаконные мотивы, судья разъяснит заявителю, почему заявление возвращается.

Страница отображения — Прокуратура Ставропольского края

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим

  • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Безвестное отсутствие — особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Временная и постоянная регистрация: в чем разница

Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.

Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет. Чтобы зарегистрироваться по месту пребывания, не нужно выписываться из жилья, где человек зарегистрирован постоянно. Отметку о временной регистрации в паспорт не ставят — выдается соответствующее свидетельство, которое нужно носить с собой. В 2020 году порядок совершения регистрационных действий претерпел некоторые изменения. Так, с 15 июля документом, подтверждающим временную регистрацию, является выписка из Государственного реестра, отметила член Ассоциации юристов (АЮР) России Ольга Полубкова.

Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.

Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *