Стадии банкротства юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии банкротства юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
  • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
  • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
  • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
  • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
  • Реструктуризация долгов гражданина;
  • Реализация имущества гражданина;
  • Мировое соглашение.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Банкротство через МФЦ — внесудебное банкротство

В 2023 у должников появилась возможность признать себя банкротом не только через суд, но и в упрощенном порядке — без суда через МФЦ. Внесудебное банкротство проще и при этом является бесплатным.

Стать банкротом через МФЦ может лицо:

  • имеющее долг в сумме по всем обязательствам не более 500 000 рублей;
  • в отношении которого числится оконченное исполнительное производство по причине отсутствия у него имущества.

Схема такого банкротства отличается от банкротства через суд. Человек подает в МФЦ только заявление и список кредиторов. МФЦ самостоятельно проверяет право на списание долгов через ФССП, затем публикует сообщение о начале внесудебной процедуры.

По истечении 6 месяцев в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве МФЦ включает информацию о завершении процедуры. Должник освобождается от обязательств перед кредиторами, о которых он сообщил при подаче на заявления.

Для наглядности приводим сравнительную таблицу:

Судебное банкротство Внесудебное банкротство
Сумма долга От 300 000 ₽ До 500 000 ₽
Инстанция Суд МФЦ
Стоимость От 80 тысяч ₽ Бесплатно
Постановление о прекращении исп. производства Не нужно Нужно
Сроки От 6-13 месяцев 6 месяцев

Что общего в системе процедур банкротства для людей и для компаний?

Конечно, признание несостоятельности отличается у компаний и у рядовых граждан. Но есть процедура, которая будет общей для этих двух категорий — мировое соглашение.

На любом этапе банкротства стороны могут прийти к взаимному соглашению и тем самым отменить банкротство. После заключения мирового соглашения судебный процесс немедленно прекращается, то есть банкротство так и не наступает.

Мировое соглашение:

  • заключается между должником и его кредиторами;
  • должно учитывать интересы всех кредиторов;
  • должно пройти утверждение через арбитражный суд.

Нельзя, например, заключить мировое соглашение только с одним или с двумя кредиторами, если их пять или восемь. В соглашении учитываются интересы сразу всех кредиторов. Это выгодная альтернатива реструктуризации долгов, поскольку в мировом соглашении:

  • можно списать часть задолженности;
  • можно увеличить сроки: если в реструктуризации долгов срок расчета составляет 3 года, а в финансовом оздоровлении — 2 года, то в мировом соглашении можно прописать и 5, и 10 лет. Главное, чтобы кредиторы согласились на эти условия. Но, конечно, верить обещанию, что вы вернете долги за 25 лет суд не обязан — соглашение с такими условиями суд вряд ли утвердит.

Ниже представлена таблица с кратким изложением порядков процедур.

Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры Название процедуры
Банкротство юридических лиц Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Мировое соглашение
Банкротство физических лиц Нет Реструктуризация долгов Нет Реализация имущества Мировое соглашение

Для чего необходимо банкротство должнику?

В первую очередь для того, чтобы соблюсти требования закона и не подвергнуться судебному преследованию. В том числе, по уголовным статьям за мошенничество или статьям административного кодекса, предполагающим огромные штрафные санкции. Ведь долги, по которым просрочены регулярные платежи, растут буквально в геометрической прогрессии, и безнаказанным это остаться не может.

Разумеется, объявление о несостоятельности юридического лица – крайняя мера. Но она позволит:

«Заморозить» на время процедуры банкротства штрафы, пени, неустойки по долгам, которые при долговременной просрочке регулярных платежей могут даже превысить сумму основного долга. Это даст возможность реструктуризировать долг и расплатиться с ним, не дойдя до стадии распродажи активов

На время процедуры снять арест с имущества юрлица-должника и выплатить долги под контролем и руководством временного финансового управляющего

В ходе процедуры договориться с кредиторами миром. Например, заключить соглашение о «кредитных каникулах», либо реструктуризировать долг таким образом, чтобы его можно было вернуть, не ликвидируя компанию

И, наконец, если долги так велики, что восстановление жизнедеятельности компании невозможно, списать большую их часть. На законных основаниях и с последствиями, пусть и неприятными, но не фатальными.

Кто может подать заявление на банкротство юрлица

Иск о банкротстве подается в арбитражный суд, который расположен на территории, где зарегистрировано юридическое лицо. Подать заявление о несостоятельности имеют право:

  • Представители юрлица, столкнувшегося с финансовыми трудностями. Это может быть собственник, генеральный директор, либо временная администрация, введенная на предприятие при возникновении у него проблем
  • Кредиторы. Причем, как кредитные организации, так и частные лица. Они вправе не только подать иск, но и ввести в дело «своего» финуправляющего
  • Уполномоченные государственные органы. В частности, налоговая служба, ПФР, Минфин, Прокуратура. Причиной для иска с этой стороны обычно является крупная задолженность по налогам и другим, установленным законом, выплатам в бюджет государства.

Проведение конкурсных торгов по банкротству

Имущество компании-банкрота реализуется в форме электронных торгов, которые проводятся на ЭТП (электронных торговых площадках). Такой подход к организации обеспечивает прозрачность и открытость мероприятия, позволяя получить за активы должника максимально возможную сумму денежных средств.

Схема проведения торгов предусматривает выполнение следующих действий:

  • формирование конкурсной массы;
  • оформление аукционной документации;
  • размещение лотов на ЭТП;
  • проведение электронного аукциона;
  • подведение итогов, оформление договоров и совершение сделок по продаже имущества.

Предметом торгов становится практически любое имущество компании-должника. В конкурсную массу обычно входят:

  • объекты недвижимости, включая земельные участки;
  • объекты незавершенного строительства;
  • транспорт, специальная техника и оборудование;
  • ценные бумаги и другие активы, находящиеся на балансе банкрота.

Столь серьезная ситуация на предприятии, как финансовая несостоятельность, выражается в наличии таких признаков банкротства юрлица:

  • общая сумма задолженности всем партнерам, включая и отчисления в бюджет, превысила 300 тыс. руб.;
  • по каждому отдельно взятому обязательству просрочки по платежам составляют более 3 месяцев;
  • сотрудники недополучают заработную плату и другие обязательные выплаты.

Понятие задолженности в этом контексте может включать в себя:

  • отгруженные товары или материалы не оплачены поставщикам по выставленным счетам;
  • сотрудникам не выплачено необходимое вознаграждение и/или с него не заплачены налоги и взносы в социальные фонды;
  • займы в банки вовремя не возвращены;
  • деньги должны учредителям юрлица;
  • не оплачены штрафы, материальные претензии, выплаты по суду и пр. обязательства перед государственными органами.

Последствия банкротства юридического лица

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.

Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.

Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.

Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.

Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.

Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:

  • установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
  • предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
  • введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
  • создании системы мер для возрождения бизнеса;
  • создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  • создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  • ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
  • сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
  • создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.

Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Структура Закона «О несостоятельности (банкротства) – Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов. Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде. Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения

Финансовое оздоровление

Основной целью финансового оздоровления является восстановление платежеспособности должника, расчет по долгам в соответствии с установленным графиком. Для этого создаются особые условия, способствующие нормализации финансовой устойчивости компании-должника. Для этого используются средства учредителей, участников и акционеров, третьих лиц. Ведение данной стадии процедуры банкротства утверждается собранием кредиторов, предельная продолжительность этапа финансового оздоровления составляет 2 года.

Инициировать введение процедуры оздоровления могут:

  • учредительный орган;
  • уполномоченный собственником сторонний орган;
  • заинтересованные третьи лица.

Для инициирования стадии оздоровления финансового положения должника требуется специальный план мероприятий, график выплаты задолженностей, протокол собрания учредителей либо участников. Начало данного этапа устанавливается соответствующим определением арбитражного суда и осуществляется под управлением назначенного судом административного управляющего.

В обязанности управляющего входят следующие задачи:

  • учет требований кредиторов;
  • организация собраний кредиторов;
  • предоставление информации о проводимом оздоровлении;
  • контроль погашения задолженности.

Признаки и условия банкротства юридического лица

Финансовая несостоятельность фирмы имеет место, если совокупная величина долгов достигла 300 тысяч рублей, включая налоговые обязательства, и по каждому отдельному кредитору требования не исполняются беспрерывно в течение трех месяцев. Без этих условий инициирование процедуры в суде невозможно. К неформальным критериям, обусловливающим банкротство юридических лиц с долгами, относится увеличение размера задолженности перед инвесторами и контрагентами, рост невыполненных обязательств в части обязательных взносов, налогов и сборов. Признаками трудностей являются блокировка расчетных счетов, поступление требований об оплате от налоговых органов на большую сумму, начисление штрафов и недоимок, поступление претензий от кредиторов, инициирование судебных процессов по взысканию долгов. Определяющими сигналами тревожности служат изменение структуры баланса и уменьшение оборотных активов.

Схема действий при запуске процедуры банкротства

Прежде всего, рассматривая варианты выхода из тяжелой ситуации, один среди которых – банкротство, нужно понять, подпадает ли организация под требования, установленные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон №127-ФЗ). Этих требований всего 2:

  1. Компания в течение 3 месяцев не в силах расплатиться со всеми своими кредиторами, выплатить зарплату своим работникам или уплатить налоги в бюджет.
  2. Совокупная сумма всех задолженностей составляет не меньше 300 тысяч рублей.

Если компания соответствует этим двум требованиям, то она обязана обратиться в суд с заявлением о признании банкротом.

Обратите внимание! При наступлении перечисленных обстоятельств у директора или другого уполномоченного лица возникает именно обязанность, а не право на обращение в Суд. Обусловлено это тем, что своевременное обращение в Суд позволит компании не увеличивать убытки контрагентов и даже предоставит возможность восстановления финансового положения.

В случае если заявление подано не будет, то впоследствии контролирующих лиц организации (руководителя, учредителей и других аффилированных лиц) могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Заявление в суд подается также руководителем компании или председателем ликвидационной комиссии в случаях выявления признаков несостоятельности при ликвидации юридического лица. Выявление неплатежеспособности на данном этапе встречается в практике достаточно часто. Кроме того, о плохом финансовом состоянии компании может стать известно в результате проведения аудиторской проверки или после составления периодических бухгалтерских отчетов.

Схема действий руководителя для инициирования процедуры банкротства в сокращенном виде выглядит следующим образом:

  1. Выявление всех кредиторов, размера задолженности перед каждым из них, сроков просрочки и т.п..
  2. Оплата судебных расходов, включая расходы на арбитражного управляющего.
  3. Сбор необходимых документов, свидетельствующих о несостоятельности (договоры с контрагентами, подтверждающие долг; справки с банков об отсутствии денежных средств на счетах; судебные акты, которыми с компании взысканы деньги, и другое).
  4. Составление заявления о признании организации несостоятельной.
  5. Подача документов в арбитражный суд.

Что такое банкротство

Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.

Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:

  • сам гражданин;
  • кредитор (банк или другие финансовые организации);
  • государственный орган — (чаще всего ФНС).

Важно учесть, что подача заявления не гарантирует, что по окончании всех процедур долги будут списаны.

По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:

  • фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
  • очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • размер задолженности превышает стоимость имущества должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *