Как рассчитать безопасный вычет по НДС за третий квартал 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать безопасный вычет по НДС за третий квартал 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы не попасть под контроль проверяющих, следите, чтобы доля вычетов в декларации по НДС не превышала предельного размера. Для каждого региона фискальная служба ежеквартально высчитывает безопасный налоговый вычет по НДС. Эта информация публикуется в открытых источниках — на государственных веб-сайтах.

Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС

Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.

Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС

Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.

Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.

Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.

Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления

Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.

Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.

Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.

Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.

Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.

Рассчитать долю вычета можно на основании налоговой декларации по НДС, по формуле:

ДВ = НВндс : Нндс * 100%

где,

ДВ — доля вычета НДС за налоговый период, за который составлена налоговая декларация;

НВндс — налоговые вычеты по НДС, отраженные в разделе 3 в строке 190 «21. Общая сумма налога, подлежащая вычету (сумма величин, указанных в строках 120 – 185)» налоговой декларации по НДС;

Нндс — сумма начисленного НДС, отраженного в разделе 3 строке 118 «11. Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 – 080, 105 – 115)» налоговой декларации по НДС.

Налогоплательщики, применяющие ставку НДС 0%, в расчет включают также данные разделов 4 – 6 декларации по НДС по таким операциям.

Пример

По данным налоговой декларации по НДС за квартал:

Сумма налоговых вычетов составила 920 тыс. рублей (стр. 190 разд. 3 декларации).

Сумма начисленного НДС составила 1 000 тыс. рублей (стр. 118 разд. 3 декларации).

Доля вычета НДС за квартал 92% (920 : 1 000 * 100%).

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Январь 2023

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Объяснение высокого удельного веса налоговых вычетов по ндс

Поэтому при подготовке документов налогоплательщикам приходится руководствоваться рекомендациями, данными Федеральной налоговой службой в письме от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. Нам пришло уведомление от ИФНС о вызове налогоплательщика по вопросу удельного веса вычетов по НДС, который по расчетам ИФНС превысил 90% (при норме 89% по нашей области) Нам пришло уведомление от ИФНС о вызове налогоплательщика по вопросу удельного веса вычетов по НДС, который по расчетам ИФНС превысил 90% (при норме 89% по нашей области). Я уточнила у инспектора, каким образом они делали расчет, на что она ответила, что берется итог деления по строкам 220 и 120.

Я не согласна, т.к. меня учили уд.вес считать по строкам 130 и 010 (в этом случае мы остаемся в пределах 85%). Налоги, являясь основным источником финансирования государственных расходов, выступают также довольно мощным рычагом государственного регулирования экономических процессов, протекающих в стране. Всем компаниям и ИП нужно представлять ту или иную статистическую отчетность.

И форм этой отчетности такое множество, что не мудрено в них запутаться. Чтобы помочь респондентам, Росстат разработал специальный сервис.

воспользовавшись которым можно определить, какую статотчетность нужно сдавать конкретному респонденту. Однако, к сожалению, данный сервис работает не всегда корректно.

Всем компаниям и ИП нужно представлять ту или иную статистическую отчетность.

И форм этой отчетности такое множество, что не мудрено в них запутаться.

Чтобы помочь респондентам, Росстат разработал специальный сервис. воспользовавшись которым можно определить, какую статотчетность нужно сдавать конкретному респонденту. Однако, к сожалению, данный сервис работает не всегда корректно. Комиссии ФНС осуществляют свою работу в рамках осуществления налогового контроля в соответствии с главой 14 НК РФ. Показатель налоговой нагрузки как индикатор эффективности фискальных мер государства Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки Налоговики уже давно отслеживают такой показатель в деятельности компаний, как удельный вес налоговых вычетов по НДС.

Налоговые вычеты по НДС уменьшают сумму налога за квартал на те суммы, которые разрешены законодательно.

Так называемый входной налог можно применять только к тем операциям, которые этим налогом облагаются.

Образец пояснения на превышение вычета ндс

«причинами высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС стало увеличение объемов закупленного товара для реализации в конце налогового периода» Какие документы приложить? Оборотно-сальдовую по счету 60, карточки бухгалтерских счетов, подтверждающие остатки товаров на складе.

Как правильно составить пояснение?

от Пояснения о высоком удельном весе вычетов НДС В ответ на требование N от о представлении пояснений ИНН , ОКПО , ОГРН сообщает, что в налоговой декларации по НДС за квартал года:

  • общая сумма начисленного НДС (показатель графы 5 стр. 120 раздела 3) составляет тыс. руб.;
  • общая сумма НДС, подлежащая вычету (показатель графы 3 стр. 220 раздела 3) тыс. руб.;
  • доля налогового НДС составляет %.

Высокий удельный вес НДС в квартале года вызван следующими факторами:

  • .

Сумма налоговых вычетов обоснована и документально подтверждена. реализует конкретные мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния организации, повышение эффективности ее деятельности, получении максимальной прибыли предприятия и снизить удельный вес налоговых вычетов: Копии книги покупок и книги продаж за квартал г. прилагаются. Требование о предоставлении пояснений по НДС направляется в адрес налогоплательщика в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи через оператора электронного документооборота, в силу норм статьи 31 НК РФ.

Его форма утверждена приказом ФНС России № ММВ-7-2/ .

Как написать пояснение по налогу на добавленную стоимость?

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Налоговая инспекция не может проводить сплошные проверки всех организаций, у нее просто нет таких ресурсов. Поэтому проверяют тех, у кого больше вероятность найти нарушения, доначислить налоги и оштрафовать. Для этого на основе предпроверочного анализа налоговики каждый год составляют план выездных проверок.

Один из критериев анализа – налоговая нагрузка. Если она отличается от средней по отрасли, компания становится кандидатом на проверку. Этот критерий прописан в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Оценивать могут как налоговую нагрузку в целом, так и по отдельным налогам. «Плохой», по мнению чиновников, показатель налоговой нагрузки – это повод назначить выездную проверку, «копнуть» глубже при камеральной проверке, запросить пояснения, вызвать руководителя для беседы и т.д.

Расскажем, как считают нагрузку по НДС и как избежать проблем, если показатель отличается от безопасного.

Роль вычета для суммы оплачиваемого НДС

Обязанностью плательщиков НДС является начисление этого налога при всех операциях, связанных с реализацией (п. 1 ст. 166 НК РФ). Однако при исчислении сумм, причитающихся к уплате за отчетный период, к НДС, начисленному от оборота по реализации и по ряду иных операций, облагаемых налогом, разрешается применить вычет (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Основной объем вычета складывается из налога, предъявляемого поставщиками товаров, работ, услуг, имущественных прав, используемых для операций, результат которых попадет под обложение НДС вне зависимости от применяемой для этого ставки (п. 2 ст. 171 НК РФ). Кроме того, в вычет берется налог:

Для учета сумм вычетов существует особый налоговый регистр — книга покупок. Он образует как самостоятельный документ, так и отдельный раздел налоговой декларации (раздел 8). Разбитые по аналитике данные книги покупок в виде сводных цифр попадают в соответствующие этой аналитике строки разделов 3–6 декларации.

О налоговых регистрах, данные которых используются для исчисления подлежащего уплате НДС, читайте в статье «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС».

Отчет по НДС, как и по всем остальным видам налога, представляет собой заполненную декларацию, которая сдается плательщиком в ФНС. Особое внимание сотрудников налоговой службы при проверке деклараций привлекает высокий удельный вес налоговых вычетов по НДС. Если данный факт обнаруживается в отчетности, «налоговая» может потребовать от плательщика пояснения о налоговом вычете (его доле).

Удельный вес рассчитывается по-разному в каждом регионе. Также он зависит от сферы деятельности, статистических данных. Подозрительной для контролирующего органа является доля в 89% и выше в течение года. Также, скорее всего, в 2020 году не избежать проверки компаниям, заявившим в декларации вычеты в сумме более 5 миллионов рублей или, если резкое превышение налоговых вычетов по НДС наблюдается в налоговом периоде.

В стандартном образце пояснения в налоговую службу относительно высокого вычета по НДС указывается:

  • реквизиты, наименование плательщика;
  • сумма вычетов и период, за которые они затребованы;
  • собственно пояснение превышения;
  • дата и подпись.

Пояснения по превышению доли налоговых вычетов по НДС сдаются в налоговый орган в письменном виде, этому предшествует получение налогоплательщиком письма с требованием предоставить объяснения. Причин высокой доли налоговых вычетов по НДС может быть несколько:

  • Закупка товара в конце периода.
  • Возмещение НДС.
  • Недавно открытая компания или переход на другой вид хозяйствования.
  • Позднее получение счетов-фактур.
  • Сезонные, например, сельскохозяйственные работы.

Вычет по НДС предоставляется не всем налоговым агентам. Не имеют права им воспользоваться те, кто освобожден от уплаты данного налога, реализует товары иностранного происхождения, не состоящие на учете в РФ, или занимается продажей конфискованного товара, перечисленного в 145-й статье НК.

Мы рассказали, как самостоятельно контролировать отдельные критерии, по которым налоговики проводят отбор кандидатов для ВНП. Теперь поговорим о том, как подготовить пояснения, которые могут помочь отбиться от приглашения на комиссию по легализации объектов налогообложения и от возможной в недалеком будущем выездной проверки, если компания все же попала в зону пристального внимания инспекторов.

Приведем образцы таких пояснений.

Безопасная доля вычетов по НДС в 2021 году

Определить фактически сложившуюся за квартал долю вычетов по НДС необходимо, чтобы понять, какие счета-фактуры нужно:

  • отложить пока в сторону для использования в будущих периодах;
  • использовать в уже наступившем периоде.

Руководство компании, которое отслеживает процесс формирования НДС, может поступить так:

  1. Распечатать декларацию по НДС по данным бухгалтерской программы.
  2. Из всей декларации для оценки ситуации нужно только 2 строчки. Вот как они выглядят:

Максимальные вычеты по НДС в конкретном регионе могут быть гораздо ниже федерального уровня. Однако, как показывает практика обслуживания наших клиентов, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков, если доля «входящих» вычетов по НДС превысит именно 89% от суммы налога, начисленного за год. Мы следим за тем, чтобы наши клиенты не приближались к критическим значениям и тем самым обеспечиваем соблюдение режима «невидимки» по региональным показателям для абсолютной надежности.

Пример

Воронежская фирма предварительно сформировала декларацию со следующими показателями (для наглядности используем самые простые цифры): Код стр. 190 – 115 тыс. руб. Код стр. 118 – 120 тыс. руб. Рассчитаем долю вычетов: 115 тыс. руб. / 120 тыс. руб. х 100% = 95,8%.

Полученный показатель выше не только федерального уровня (89%), но и уровня по Воронежской области (92,5%). Соответственно, из книги покупок необходимо убрать счета-фактуры на сумму, в процентном соотношении составляющую 3,3% от НДС, исчисленного по коду строки 118 Декларации (95,8% — 92,5%). Указанные 3,3% исчисляем от 115 тыс. руб. и получаем 3 795 руб. Если фирма работает только с 20% НДС, то общая сумма отложенных счетов-фактур составит 22 770 руб. (3 795 руб. / 20% х 120%).

Политика «невидимки» спасает компанию не только от налоговиков, но и от банков. Ведь они с недавнего времени следят за налоговой нагрузкой клиентов еще более рьяно, чем налоговые инспекции.

Как банки выявляют схемы уклонения от НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Интересует безопасный вычет по НДС

Безопасная доля вычетов по НДС — установленный налоговой службой (ФНС РФ) предел доли вычетов НДС по отношению к сумме начисленного налога. В случае превышения налогоплательщиком установленной доли вычета по НДС, налоговый орган рассматривает такого налогоплательщика как потенциальный объект для налоговой проверки.

Безопасная доля вычетов по НДС не предусмотрена НК РФ и в связи с ее «нарушением» нет никаких санкций. Это внутренний инструмент налоговых органов, который позволяет выявить тех, кого проверять в первую очередь. Так существуют целые отрасли экономики, где доля вычетов существенно выше чем в среднем по России и даже отрицательная, например, экспортеры, и такое положение вещей соответствует закону.
В то же время, многие налогоплательщики стараются ориентироваться на установленную безопасную долю вычета по НДС и не превышать норматив, чтобы не навлекать на себя проверку.
Безопасная доля вычетов по НДС определена в п. 3 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2021 N ММ-3-06/333@ ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. В этом документу устанавливается один из признаков для определения налоговым органом объекта проверки:
«Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев».
То есть, безопасная доля вычета по НДС составляет 89% за период 12 месяцев.
Но, впоследствии налоговики стали идти дальше и определять безопасную долю вычетов по НДС в конкретном регионе. В итоге, может оказаться, что в вашем регионе безопасная доля вычетов по НДС меньше 89% и тогда безопаснее предерживаться этого уровня.
Налоговики расчитывают так называемую форму № 1-НДС, которая является что-то вроде усредненной налоговой декларацией по НДС по России в целом и по каждому региону. Эта форма 1-НДС публикуется на сайте ФНС РФ. Из нее то налоговики и определют безопасную долю вычетов. Форма 1-НДС была официально утверждена, к примеру, Приказом ФНС РФ от 23.12.2021 N САЭ-3-10/686@ «Об утверждении форм статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы на 2021 год».

Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2020 — 2021 годах?

Если доля вычетов оказалась превышенной, у вас есть несколько вариантов, как действовать.

Можно подать декларацию как есть и ждать вестей от налоговой инспекции. Этот вариант подходит только для тех, кто на сто процентов уверен, что заявленный объём вычетов полностью оправдан. По требованию Федеральной налоговой службы вы должны быть готовы привести неоспоримые доказательства своих затрат и подтвердить их документально.

Большинство предпочитает переносить налоговый вычет на следующий квартал. Такая возможность предусмотрена законом.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

АК Магнат 18 января, 2021 0

Прежде чем сдавать декларацию, узнайте, какая безопасная доля вычета НДС установлена в вашем регионе. Это поможет избежать лишнего внимания со стороны налоговиков и проверок.

Если данные у компании выше данных по региону, налоговики заинтересуются организацией. Доля уменьшения НДС является одним из критериев при назначении выездной проверки.

Расчет безопасной доли вычетов по регионам России производится на основании формы 1-НДС, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы.

Регион Доля вычетов, %*
Центральный ФО
Белгородская область 92,0
Брянская область 93,8
Владимирская область 84,9
Воронежская область 92,9
Ивановская область 91,3
Калужская область 87,3
Костромская область 85,2
Курская область 93,5
Липецкая область 104,2
Московская область 88,5
Орловская область 91,6
Рязанская область 82,0
Смоленская область 92,8
Тамбовская область 94,9
Тверская область 88,7
Тульская область 95,8
Ярославская область 86,7
Город Москва 88,9
Северо-Западный ФО
Республика Карелия 79,0
Республика Коми 78,4
Архангельская область 85,0
Вологодская область 98,7
Калининградская область 64,3
Ленинградская область 88,4
Мурманская область 188,8
Новгородская область 96,6
Псковская область 89,7
Город Санкт-Петербург 87,9
Ненецкий АО 149,2
Северо-Кавказский ФО
Республика Дагестан 82,9
Республика Ингушетия 92,9
Кабардино-Балкарская Республика 90,7
Карачаево-Черкесская Республика 90,1
Республика Северная Осетия – Алания 86,7
Чеченская Республика 96,5
Ставропольский край 90,0
Южный ФО
Республика Адыгея 84,6
Республика Калмыкия 79,5
Республика Крым 86,5
Краснодарский край 90,7
Астраханская область 76,5
Волгоградская область 91,6
Ростовская область 92,7
Город Севастополь 81,2
Приволжский ФО
Республика Башкортостан 91,4
Республика Марий-Эл 88,4
Республика Мордовия 89,1
Республика Татарстан 90,8
Удмуртская Республика 80,7
Чувашская Республика 83,6
Кировская область 88,3
Нижегородская область 90,4
Оренбургская область 74,3
Пензенская область 88,8
Пермский край 86,9
Самарская область 84,0
Саратовская область 84,6
Ульяновская область 88,5
Уральский ФО
Курганская область 85,2
Свердловская область 91,0
Тюменская область 84,6
Челябинская область 90,0
Ханты-Мансийский АО – Югра 67,0
Ямало-Hенецкий АО 72,4
Сибирский ФО
Республика Алтай 88,9
Республика Тыва 81,5
Республика Хакасия 87,0
Алтайский край 89,6
Красноярский край 76,5
Иркутская область 78,4
Кемеровская область – Кузбасс 94,1
Новосибирская область 88,9
Омская область 84,9
Томская область 80,6
Дальневосточный ФО
Республика Бурятия 97,3
Республика Саха (Якутия) 94,4
Приморский край 94,2
Хабаровский край 90,4
Амурская область 131,2
Камчатский край 92,7
Магаданская область 103,0
Сахалинская область 95,0
Забайкальский край 91,4
Еврейская автономная область 82,7
Чукотский АО 136,5
Байконур
Байконур 65,1


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *