Как проходит камеральная налоговая проверка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит камеральная налоговая проверка?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Итак, камеральная налоговая проверка представляет собой меру контроля за соблюдением налогоплательщиком требований законодательства в сфере фискальной политики на основании поданной последним отчетности. Данная процедура является обязательной для всех без исключения, она проводится в отношении любой отчетности, которая сдается в ФНС.

Комментарий к ст. 101 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок рассмотрения материалов камеральной и выездной налоговых проверок.

При этом НК РФ устанавливает четкую процедуру оформления результатов проверки и принятия решения по результатам налоговой проверки, которая включает в себя системное изложение в акте проверки документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах; предоставление права проверяемому лицу заявлять письменные возражения по установленным в акте проверки фактам нарушения законодательства о налогах и сборах; рассмотрение руководителем налогового органа акта проверки и возражений налогоплательщика на акт проверки.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2012 N А78-9780/2011.

В Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2012 N А38-991/2011 и ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5057/2012 указано, что положения статьи 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 НК РФ возможность подобного применения не следует. Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10.

Пункт 1 статьи 101 НК РФ устанавливает десятидневный срок на рассмотрение акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, представленных письменных возражений налогоплательщика по акту с возможностью продления данного срока максимум на один месяц.

В пункте 2 статьи 101 НК РФ закреплена обязанность налогового органа по извещению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, в том числе знакомиться со всеми материалами дела.

В письме ФНС России от 09.10.2015 N ЕД-4-2/17621 указано, что срок для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, установлен пунктом 1 статьи 101 Кодекса с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 рассмотрение материалов налоговой проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и принятие по ним решения применительно к пункту 1 статьи 101 НК РФ должны быть осуществлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (его представителем), в отношении которого проводилась налоговая проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

При этом вручение налоговым органом налогоплательщику решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе с учетом материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, за пределами вышеуказанного срока не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки в случае ознакомления налогоплательщика со всеми материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и обеспечения возможности представления им соответствующих возражений, а также его участия в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.

Пункт 3 статьи 101 НК РФ закрепляет обязанности налогового органа, которые подлежат исполнению перед рассмотрением материалов налоговой проверки.

Пункт 4 данной статьи, устанавливающий конкретный перечень действий, подлежащих исполнению при рассмотрении материалов налоговой проверки, указывает на право налогоплательщика давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки и на право налогового органа принять решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

Кроме того, данный пункт закрепляет важный принцип, согласно которому не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2012 N А74-4510/2011 отмечено, что из положений статьи 101 НК РФ следует, что рассмотрение акта проверки и других материалов проверки, а также принятие решения по результатам такой проверки должно быть осуществлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. При этом НК РФ не содержит положений о принятии решения по материалам налоговой проверки налоговым органом, ее не проводившим. Кроме того, положениями НК РФ не предусмотрено прекращение налоговой проверки при снятии налогоплательщика с налогового учета во время проведения проверки.

Исходя из положений статьи 101 НК РФ суд пришел к выводу о несостоятельности доводов налогоплательщика об избыточном налоговом контроле со стороны налоговой инспекции, поскольку в данном случае проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации, представленной присоединившемся к предприятию юридическим лицом до момента снятия его с учета в налоговой инспекции.

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОВЕРКИ

Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.

Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:

  • камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .

Что собой представляет камеральная налоговая проверка?

Камеральная налоговая проверка осуществляется в несколько этапов. Первый этап этой процедуры осуществляется в виде регистрации информации из поданного налогоплательщиком отчета в специализированной информационной системе, разработанной специально для целей фискальных органов.

Далее происходит непосредственный анализ данных и контроль их корректности. Правильность сданной информации проверяется посредством сверки контрольных соотношений.

Под контрольными соотношениями понимаются правила, установленные согласно письмам ФНС, по которым одна строка декларации должна соответствовать другой или сумме строк, быть больше или меньше определенных значений внутри одного документа.

Кроме того, должны соблюдаться правильные соотношения между данными, указанными в декларациях различных форм. Следовательно, чтобы избежать проблем, стоит внимательно проверять правильность отчетности в соответствии с утвержденными соотношениями.

Анализ данных налоговыми органами в рамках камеральной проверки

Помимо контроля правильности предоставленной информации, налоговые органы проводят ее тщательный анализ. В частности, сотрудники ФНС сопоставляют показатели текущего отчетного периода с аналогичными данными за прошлый. Как мы уже говорили, ФНС сличает между собой различные формы отчетности, в том числе, отчетности по различным видам налогов.

На основании проанализированной информации фискальные органы делают выводы о соблюдении следующих важных моментов:

  • отчет, расчет или декларация должны быть предоставлены в четко установленные законом сроки;
  • в предоставленной документации не должно быть ошибок, неточностей и противоречий;
  • при наличии нарушений требуется проведение углубленной камеральной налоговой проверки.

Кроме того, фискальные органы контролируют сроки, которые предоставляют им право на вынесение наказания за несвоевременно сданные документы.

Например, если вы отложили момент подачи отчетности более чем на 10 дней, то ФНС имеет полное право приостановить ведение операций по банковским счетам, что, по сути, является остановкой коммерческой деятельности компании.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Судебные акты в пользу налоговиков.

Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.

Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.

По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.

Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.

В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.

И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.

Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013 [1] , ФАС СЗО от 02.12.2013 №А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.

Комментарий к ст. 101 НК РФ

1. Правилами п. 1 комментируемой статьи следует руководствоваться, когда плательщик налогов не согласился с актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ) и представил письменные:

— объяснения, в которых налогоплательщик обосновал свои действия, дал дополнительную информацию, сообщил новые факты, необходимые для объективного рассмотрения результатов проверки;

— возражения, в которых налогоплательщик выразил свое несогласие с теми или иными выводами, содержащимися в акте, представил доказательства, опровергающие положения акта, либо указал на неправильные, по его мнению, действия должностных лиц, проводивших проверку.

В этом случае руководитель (его заместитель) налогового органа (должностными лицами которого и проводилась налоговая проверка) рассматривает материалы налоговой проверки в присутствии:

— самого индивидуального предпринимателя (а также лиц, приравненных к ним для целей налогообложения — абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

— руководителя организации-налогоплательщика;

— представителей налогоплательщика (ст. ст. 26 — 29 НК РФ).

Налоговый орган обязан известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, соблюдая следующие правила:

письменно (с указанием его ИНН);

заблаговременно (чтобы он имел возможность представить необходимые материалы и документы).

Обращаем ваше внимание, что неявка извещенного налогоплательщика не препятствует рассмотрению всех материалов налоговой проверки, включая письменные объяснения и (или) возражения налогоплательщика. Другими словами, дело будет рассмотрено в ваше отсутствие.

2. Прежде чем комментировать пункт 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса, необходимо дать следующие пояснения. Правила пункта 2 комментируемой статьи имеют отношение к результатам налоговой проверки, а не только к «результатам выездной налоговой проверки» (как это подчеркивается в ряде статей настоящего Кодекса, например ст. ст. 91, 94, 95, 100 НК РФ). Они не относятся к другим формам налогового контроля.

Под словосочетанием «материалы проверки» надо понимать следующее:

— акт налоговой проверки;

— документы и предметы, прилагаемые к этому акту должностными лицами, проводящими проверку;

— справка о проведенной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ);

— объяснения, возражения проверяемого лица, представленные в налоговый орган (п. 5 ст. 100 НК РФ);

— документы и материалы, представленные налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ);

— заключения экспертов и т.д.

Итак, в пункте 2 комментируемой статьи говорится о руководителе (заместителе) того налогового органа, должностные лица которого непосредственно проводили налоговую проверку. При этом нужно учесть, что, например, выездная налоговая проверка может проводиться налоговым органом не только по месту учета налогоплательщика.

Необходимо напомнить, что отменено Законом N 154-ФЗ правило о том, что руководитель (его заместитель) принимает решение не позднее десяти календарных дней со дня окончания рассмотрения материалов налоговой проверки.

Продолжим комментарий к настоящей статье. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем) налогового органа может быть принято одно из следующих решений:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101 НК РФ);

2) об отказе привлечения лица, проверенного в ходе налоговой проверки, к ответственности. При этом следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

— отказ должен быть письменным (как и само решение, принятое по результатам налоговой проверки);

— в решении об отказе необходимо указать его основания со ссылкой на конкретные нормы настоящего Кодекса и другие акты законодательства о налогах (ст. ст. 108, 109, 111, 113, 115 НК РФ);

— решение об отказе привлечь налогоплательщика к ответственности доводится до него в установленном законом порядке (п. 5 ст. 101 НК РФ);

— налоговое правонарушение — это совершенное противоправное деяние лица, за которое в соответствии с настоящим Кодексом установлена ответственность (ст. ст. 106, 107 НК РФ);

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом нужно иметь в виду, что:

— дополнительные мероприятия могут проводиться как в рамках налоговой проверки (например, экспертиза, выемка документов и материалов — ст. ст. 94, 95 НК РФ), так и при осуществлении других форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ);

— решение о проведении упомянутых мероприятий выносится в письменной форме и доводится до налогоплательщика в порядке, указанном в п. 5 ст. 101 НК РФ;

— нельзя путать дополнительные мероприятия со случаями проведения повторных выездных налоговых проверок (они по общему правилу запрещены — ст. 87 НК РФ).

3. Правила пункта 3 комментируемой статьи регулируют порядок принятия руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

При этом законодатель императивно устанавливает, что в таком решении излагаются:

а) обстоятельства налогового правонарушения (время, место, способ его совершения, наступившие последствия, степень вины проверяемого, участники правонарушения и т.д.). Эти обстоятельства должны быть отражены в решении именно так, как они установлены в ходе камеральной или выездной налоговых проверок. Иначе говоря, нельзя подправлять (дополнять, изменять) результаты проверки, искусственно подгонять факты и обстоятельства под конкретное правонарушение (если оно фактически не совершено), произвольно толковать какие-либо обстоятельства, подменять их предположениями, догадками и т.п.;

б) документы (тексты договоров, налоговые декларации, данные бухгалтерского учета, документы статистической отчетности и т.д.) и иные сведения (например, объяснения проверяемого лица, иных лиц, показания свидетелей, заключения экспертов), которые подтверждают обстоятельства совершенного правонарушения;

в) доводы (письменные, устные, представленные в виде записи на магнитных носителях, на компакт-дисках, дискетах и т.п.), приводимые проверенным лицом в свою защиту (в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. ст. 88, 89, 100 НК РФ). С учетом того что правилами статей 100, 101 НК РФ предусмотрена обязательная проверка упомянутых доводов, в решении необходимо отразить результаты такой проверки (если указанные доводы не приняты во внимание, то по какой причине);

г) само решение о привлечении налогоплательщика к конкретному виду налоговой ответственности. Мерой ответственности в данном случае является так называемая налоговая санкция, устанавливаемая и применяемая в виде денежных взысканий — штрафов (ст. 114 НК РФ). Форма данного решения приложена к Инструкции от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138. При этом в решении необходимо сослаться:

— на одну (несколько) из норм главы 16 НК РФ (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ), предусматривающих конкретные виды налоговых правонарушений и размеры штрафов;

— на соответствующие нормы главы 15 НК РФ, посвященные общим условиям привлечения к ответственности, смягчающим и отягчающим ее обстоятельствам и т.д. (ст. ст. 108 — 112 НК РФ).

4. По поводу указанного в пункте 4 комментируемой статьи требования об уплате недоимки по налогу и пени.

Как определить день представления декларации

Для того, чтобы точно определиться с датой начала и окончания камеральной налоговой проверки, нужно точно знать день подачи декларации.

Определяют день подачи декларации исходя из способа, которым она была подана. Различают три способа:

  1. Лично в налоговую инспекцию. В этом случае дата представления считается дата фактической подачи декларации.

Важно! Подавая декларацию лично в налоговую инспекцию, проследите за тем, чтобы принимающий инспектор поставил отметку о принятии на вашем экземпляре. Такая отметка будет содержать дату получения инспекций отчета.

  1. Через ТКС в виде электронной отчетности. При оправке отчетов по каналам телекоммуникационной связи дата будет указана в квитанции о приеме, которую зафиксирует оператор.
  2. Почтой России. Несмотря на то, что последний день отправки отчета таким способом совпадает с крайним сроком представления декларации, инспекторы получат ее только через несколько дней. С даты получения письма налоговой и будет отсчитываться срок проверки в 3 месяца.

Для того, чтобы при отправлении отчета Почтой РФ организация точно могла определить дату получения декларации налоговым органом, письмо следует оформить должным образом. То есть отправлять отчет нужно ценным письмом, с описью вложенных документов и уведомлением о вручении. Тогда организация будет точно знать дату получения налоговой декларации.

Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты

Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:

  • Не уплачивала налоги;
  • Занижала расходы;
  • Необоснованно оформляла вычет;
  • Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.

Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.

Акт содержит такие данные:

  • Дату и нумерацию;
  • Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
  • Наименование компании, которую проверяли;
  • Дату начала и окончания проверки;
  • Перечень всех мероприятий, которые проводились;
  • Все выявленные правонарушения или ошибки;
  • Итоги проверки;
  • Рекомендации по устранению всех нарушений;
  • Мера ответственности для виновных лиц.

Начало проверки «почтовых» деклараций

Теперь обратимся непосредственно к вопросу определения момента начала камеральной проверки. Необходимо пояснить, что интересовать нас будут только декларации, представленные по почте.

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено три способа подачи декларации: лично в руки инспектору в операционном зале налогового органа, по почте или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). При отправке отчетности по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, а при передаче в электронной форме по ТКС — дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи или налогового органа.

Когда декларация поступает непосредственно в окно операционного зала или по ТКС, вопросов не возникает, поскольку налоговики не ущемлены в своих правах по использованию для проведения контрольных мероприятий всего установленного трехмесячного срока. В таком случае оперативность инициирования проверочных мероприятий зависит только от контролеров, поскольку показатели декларации практически в день представления заносятся в информационные ресурсы налогового органа.

Сложнее дело обстоит с отчетностью, направленной налогоплательщиками по почте, так как она поступает в инспекцию через несколько дней после отправки. Кроме того, поскольку количество «почтовых» деклараций довольно велико, а посылаются они плательщиками, как правило, в последний день установленного срока, у налоговиков уходит еще несколько дней на распаковывание конвертов и внесение информации из деклараций в электронные базы данных. А если прибавить сюда еще некоторый период времени на выставление требования о представлении документов и его исполнение проверяемым лицом (10 рабочих дней со дня получения требования — п. 3 ст. 93 НК РФ), то непосредственно на саму камеральную проверку из трех отведенных месяцев у налоговиков остается чуть больше половины указанного срока. Вероятно, такая ситуация сподвигла финансовое и налоговое ведомства обратиться к обозначенной проблеме.

Какие данные могут быть истребованы в ходе камеральной проверки

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Банк обязан выдать такую справку в течение пяти дней после получения запроса. Об этом гласит статья 86 НК РФ. В противном случае банку грозит ответственность по статье 135.1 НК РФ.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

— уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

— срок проверки — в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют:

  • полноту и своевременность предоставления отчетности;
  • правильность оформления отчетности;
  • правильность исчисления налоговой базы;
  • обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот;
  • арифметическую правильность расчетов сумм налога.

Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

28)

Пленум ВАС РФ отметил: ст. 101. 4 НК РФ не предусматривает срок для вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля.

Суд указал, что применительно к п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ следует исходить из того что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты его составления.

Позиция 2. Срок вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) не установлен

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) («Адвокат», 2013, N 2)

Автор отметил что ст. 101.4 НК РФ не установлен срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен правонарушителю.

Может ли налогоплательщик отказаться от участия в рассмотрении документов?

Один из актуальных вопросов рассматриваемой сферы взаимодействия налогоплательщиков и ФНС — могут ли первые отказываться от участия в изучении документов в рамках налоговых проверок. В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ отсутствие представителей проверяемой организации при рассмотрении материалов проверки не может быть препятствием для проведения соответствующего мероприятия, но только, если руководитель ИФНС не посчитает, что их участие обязательно. Таким образом, представитель вправе не взаимодействовать с ФНС в ходе изучения документов, но чиновники ведомства могут посчитать, что без его участия данная процедура не может быть осуществлена.

При этом в распоряжении ФНС есть весьма эффективная контрмера на случай, если участие плательщика в рассмотрении документов крайне желательно, но он уклоняется от взаимодействия с налоговиками. Минфин в п. 4 письма от 23.05.2013 № АС-4-2/9355 рекомендует территориальным налоговым структурам вручать налогоплательщикам уведомления о дате, времени, а также месте рассмотрения документов по проверкам одновременно с актами, которые данным проверкам соответствуют. Если плательщик не возьмет данное уведомление, инспектор может в соответствии с рекомендацией ФНС составить протокол об административном нарушении, предусмотренном ст. 19.1.4 КоАП РФ. То есть налогоплательщик в этом случае может быть привлечен к ответственности за воспрепятствование деятельности налогового органа. В результате должностное лицо фирмы и сама организация могут быть оштрафованы.

Какие нарушения ФНС при проверке и оформлении решений существенны?

В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ налогоплательщик вправе рассчитывать на отмену вышестоящим органом ФНС решения, принятого руководителем или замом ИФНС, если соответствующая структура допустит нарушения существенных условий процедуры изучения документов в рамках проверки. Какими они могут быть?

Бывает, что налоговики пренебрегают обязательством по вручению проверяемой фирме акта камеральной проверки, по итогам которой также могут выноситься решения о признании фирмы нарушителем налогового законодательства, а также по обеспечению необходимой доказательной базы, отражающей факт направления отмеченного акта. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.07.2014 № А45-20696/2013 приходит к выводу, что это недопустимо.

Акт налоговой проверки, а также решение руководителя ИФНС или его заместителя должны содержать, прежде всего, систематизированное изложение фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком законодательства в сфере налогов и сборов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.2013 № А78-4025/2012). Если налоговики формируют документы, не соответствующие указанному критерию, то это может быть квалифицировано как существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки.

Акт налоговой проверки, а также решение руководителя ИФНС либо его заместителя должны обязательно содержать ссылки на положения нормативно-правовых актов, которые нарушила проверяемая фирма, а также ссылки на документы, свидетельствующие о данных нарушениях (постановление ФАС Московского округа от 14.01.2014 № Ф05-16619/2013). Прежде всего, это первичные документы. Если таковые, а также ссылки на НПА не указаны в акте проверки, данное действие ФНС может быть квалифицировано как существенное нарушение процедуры рассмотрения документов.

Является ли отсутствие подписей всех проверяющих в акте проверки существенным основанием для отмены решения налогового органа? Эксперты КонсультантПлюс собрали судебные решения по данной теме в единый обзор. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

В то же время нарушение налоговиками срока принятия решения по проверке существенным не является и основанием для отмены решения быть не может. Подробнее см. здесь.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *