Содержание и классификация моральных норм

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и классификация моральных норм». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ставить под вопрос мораль — давняя традиция философии. Еще в Античности древнегреческий философ Пиррон, основатель школы скептицизма, предположил, что нет никакой рациональной причины предпочитать одни моральные принципы другим. Например, то, что мы считаем, будто бы равноправие — это хорошо и ко всем нужно относиться толерантно, определяется местом и временем, где мы живем, нашей общей культурой. На протяжении истории легко отыщутся общества, где женщины и рабы не имели никаких прав и к ним соответственно относились, более того, такое поведение считалось правильным и справедливым, и никому даже в голову не приходило говорить о равных правах для всех людей. Следовательно, мораль зависит от общества — такой сделал вывод Пиррон, и такой подход к морали называют моральным релятивизмом.

Чем моральные нормы отличаются от правовых?

Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов. Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия. При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:

  • Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
  • Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
  • Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
  • Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.

Что такое нравственность и нужна ли она современному человеку?

Опрос наглядно продемонстрировал, что единства мнений по поводу сожительства до брака в мире не существует. Подавляющее большинство населения мусульманских стран расценивают сексуальные отношения до свадьбы как неприемлемые. Такой точки зрения придерживаются более 90% респондентов в Индонезии, Иордании, Пакистане, Палестине, Турции и Египте.

На Западе отношение к добрачному сексу более снисходительное. В Германии, Испании и Франции это явление осуждают менее 10% респондентов, подчеркивает Виктория Сакевич.

Россия и США находятся в средней части этой шкалы. По 30% опрошенных россиян и американцев критически относятся к близким отношениям до свадьбы. Однако тех, кто не осуждает добрачный секс, в России значительно больше: 40% против 29% в США.

Разводы также трактуются в разных странах по-разному. В среднем к расторжению брака отрицательно относятся 24% опрошенных.

Однако межстрановые различия весьма существенны. Большинство жителей африканских стран ответили, что развод морально неприемлем (за исключением Туниса и ЮАР).

В странах ЕС, напротив, очень небольшой процент населения считает развод аморальным. В Испании, Франции, Германии, Великобритании, Канаде, Австралии доля людей, осуждающих расторжение брака, составляет менее 10%. Спокойно относятся к разводу и «в таких консервативных странах, как Египет, Иордания и Ливан», указывает Виктория Сакевич. Примерно по 50% опрошенных в этих странах считают распад семьи приемлемым явлением с моральной точки зрения.

Среди респондентов-россиян не одобряют развод 22%. Точно таков же показатель и у Польши и США.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Лично вы считаете, что разводы морально приемлемы, морально неприемлемы или это не вопрос морали?», %

Преобладающее по странам отношение к прерыванию беременности – негативное, хотя и в меньшей степени, чем к внебрачным связям. «В странах Африки к югу от Сахары, в преимущественно мусульманских странах, в странах Латинской Америки и на Филиппинах доля населения, считающего аборт морально неприемлемым, очень велика, – пишет Виктория Сакевич. – Например, в Гане, Уганде, Индонезии эта доля достигает 90%».

В Западной Европе, Австралии, Канаде, а также Японии жители придерживаются других взглядов. Так, в Чехии, Германии и Японии свыше 40% жителей не осуждают аборты. Любопытно, что почти половина опрошенных во Франции (47%) ответили, что прерывание беременности – это «не вопрос морали».

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Лично вы считаете, что аборты морально приемлемы, морально неприемлемы или это не вопрос морали?», %

В отличие от абортов, применение контрацепции признает морально неприемлемым очень небольшая часть населения. Лишь в трех странах – Пакистане, Нигерии и Гане – больше половины опрошенных считают использование контрацепции аморальным. И, напротив, в Германии, Испании, Чехии, Великобритании, Канаде, Франции и Австралии так ответили менее 5% респондентов. Если обобщать, то в 17 странах из 40 доля противников контрацепции не превышает 10%, отмечает эксперт.

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Лично вы считаете, что применение контрацепции морально приемлемо, морально неприемлемо или это не вопрос морали?», %

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой.

Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время.

Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

О влиянии морали на закон и закона на мораль

Они помогают выполнять основную задачу: оберегать от плохих поступков. К основным предназначениям относят:

  1. Интегративная функция морали. Призвана гармонизировать душевное состояние индивида.
  2. Оценочная функция. Она связана со способностью человека определять критерии своих поступков по шкале «добро-зло».
  3. Регулятивная функция. Она ответственна за установление общественных норм, которые необходимо соблюдать.
  4. Контролирующая функция. Это проверка соответствия поведения индивида установленным в обществе нормам.
  5. Воспитательная функция морали. Это механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Он учит понимать и принимать их нужды и интересы.

Они необходимы для формирования норм и правил, способствующих верному развитию общественных взаимоотношений. Основные принципы морали:

  1. Талиона. Характерен для раннего этапа развития общества. Он гласит: «око за око». Если человеку был нанесен какой-либо ущерб, он должен отомстить.
  2. «Золотой середины». Это означает соблюдать умеренность во всем и не впадать в крайности. В отношении других людей нужно искать пути компромисса.
  3. Нравственности. Принцип предполагает соблюдать Богом данные законы. Основное выражение его проявляется в 10-ти заповедях Моисея.
  4. Благополучия. Поступки человека должны приносить пользу как можно большему количеству людей.
  5. Справедливости. Он основан на потенциальном равенстве всех людей перед Богом. Каждому отмеряется по деяниям его.
  6. Гуманизма. Совокупность норм поведения сводится к тому, что нужно быть терпимым и сострадательным по отношению к другим. Живя в обществе, желательно стремиться приносить ему максимальную пользу.

Я буду соблюдать закон и следовать морали не потому, что иначе посадят в тюрьму или соседи косо посмотрят, а потому, что в этом залог выживания, успешного существования и развития моего общества, а значит в том числе и лично меня, моей семьи, моих потомков. Если закон вдруг исчезнет (а морали не будет, см. выше), то может быть мне посчастливится попасть в 10% выживших, но даже в этом случае я выживу благодаря созданию нового общества, сумевшего восстановить закон. Благодаря закону. Конечно, я могу рассуждать иначе — мол, пускай все соблюдают закон, а я не буду, авось общество от этого не рухнет и в хаос не впадет, а я сделаю свой маленький гешефт. Тогда от несоблюдения меня будет удерживать только страх наказания или порицания. Кто я такой в этом случае и что со мной делать — скажем ниже.

Если есть в обществе мораль, закон не может исчезнуть, он в голове каждого человека. Исчезнут конкретные носители тех или иных функций, их функции возьмут на себя другие. В приведенном примере общество было лишено морали. Закон исчез и все распалось. А на руинах, ценой крови и жертв, постепенно появился новый закон. Принципиально не отличный от прежнего. Если бы в обществе была мораль, все бы было иначе. Люди бы вели себя по-другому. Врачи бы пошли в больницу — а как же, там ведь остались больные, надо же кому-то лечить? Продавщица бы встала за прилавок, даже если бы не было начальника. Люди бы не стали грабить магазины. Нашлись бы те, кто владеет навыками организационной работы и взвалили бы ее на себя, организовали бы связь с другими районами (где были бы другие такие же люди), поставки товаров, работу служб. Остатки полиции были бы усилены народными дружинами. Из запаса привлечены бы были офицеры. Поднимающие голову банды были бы задавлены в зародыше, да и бандитов было бы меньше в разы — не та психология в массах. Такое общество практически не заметило бы катастрофы, оно потеряло бы только тех, кто непосредственно исчез. И все. Никаких массовых жертв. Никакого вымирания 90% населения. Никакого голода, эпидемий, бандитизма. Никакого отката в развитии к первобытному строю. Скажете, так не бывает? Бывает. То есть может быть. В обществе где господствует мораль. Таким наше общество было еще совсем недавно, ну пусть не совсем таким, но оно стремилось к этому, и немало прошло по этому пути. А может скажете, наоборот, в примере я сгустил краски? Может и сгустил, еще мораль во многих из нас жива. А может и не сгустил. Фильмы на тему апокалипсиса, постапокалипсиса и прочие «про херовое будущее» смотрите? Не может быть, чтоб не смотрели, их полно сейчас. По какому пути там идут события? Не я один сгущаю. Но не будем о грустном.

Милосердие как основной принцип морали

Под милосердием понимают готовность человека помогать нуждающимся в этом людям, сострадать им, воспринимая их мучения как свои и желая облегчить их страдания. Многие религии обращают пристальное внимание на этот моральный принцип, особенно буддизм и христианство. Для того чтобы человек был милосерден, необходимо, чтобы у него отсутствовало разделение людей на «своих» и «чужих», чтобы он видел в каждом «своего».

В настоящее время большой акцент делается на том, что человеку следует активно помогать тем, кто нуждается в милосердии, причем важно, чтобы он не только оказывал практическую помощь, но и был готов поддержать морально.

Закон об оскорблении общественной нравственности

  • Консультация юриста
  • Консультация автоюриста
  • Консультация адвоката
  • Административное право
  • Защита авторских прав
  • Консультация по алиментам
  • Гражданское право
  • Консультация по жилищным вопросам
  • Антиколлекторские услуги
  • Защита прав потребителей
  • Консультация по земельным вопросам
  • Консультация по корпоративному праву
  • Консультация по медицинскому праву
  • Консультация по налоговому праву
  • Консультация по вопросам наследства
  • Консультация по процессуальному праву
  • Консультация по семейным делам
  • Споры со страховыми компаниями
  • Консультация по трудовым спорам
  • Консультация по уголовному праву
  • Юридическая консультация по кредитам
  • Помощь в получении гражданства РФ
  • Споры с судебными приставами
  • Банкротство физических лиц

  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11 (часть 3) – С. 507-510
  • Раздел Юридические науки
  • УДК 342.553
  • Страницы 507–510

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Закон(но) и мораль(но): аргументы за и против

Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:

  • к обязательным работам;
  • ограничению свободы на период до трех лет;
  • принудительному труду на срок до пяти лет.

Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.

Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.

Важно также отметить, что рассматриваемый в статье вид преступного деяния – это не только развратные действия в отношении детей и несовершеннолетних. Аморальные поступки могут быть выражены в оскорблении чувств верующих, унижении человеческого достоинства — все перечисленное также наказывается законом.

Если вам нужна подробная консультация по данной теме, вы всегда можете получить ее у специалистов нашего правового центра. Аморальные деяния, в особенности, в отношении детей и подростков, не должны оставаться безнаказанными, обращение к нашим уголовным адвокатам поможет вам защитить права ваших родных и близких!

Подробное решение Параграф § 7 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2016

Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, — это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:

  • к обязательным работам;
  • ограничению свободы на период до трех лет;
  • принудительному труду на срок до пяти лет.

Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.

Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.

Разберем «хорошие» санкции, или позитивные. Они применяются тогда, когда необходимо поощрить человека за какие-либо достижения, заслуги. За хорошую успеваемость, усердие в работе, достижения призовых мест на олимпиаде. Термин «позитивные санкции» — синоним «поощрения» и может выражаться в виде:

  • Денежных премий.
  • Похвалы.
  • Наград, медалей, кубков.
  • Оценок, фиксированных результатов и т.д.

Аморальное поведение – что это такое, примеры, есть ли статья за это?

К основным моральным принципам любого времени существования общества можно отнести потребность совершать добрые дела и не причинять зла людям вне зависимости от того, какое положение они занимают, к какой национальности принадлежат, последователями какой религии являются.

Принципы нормы и морали становятся необходимыми, как только индивиды вступают во взаимодействие. Именно возникновение социума их и создало.

Биологи, сосредотачивающиеся на изучении эволюции, говорят о том, что в природе также существует принцип взаимной полезности, который в человеческом обществе реализуется через мораль.

Все животные, которые живут в социуме, вынуждены умерять свои эгоистические потребности для того, чтобы быть более приспособленными к дальнейшей жизни.

Многими учеными мораль рассматривается как результат социальной эволюции человеческого общества, являясь таким же естественным проявлением.

Они говорят о том, что многие принципы нормы и морали, которые являются основополагающими, сформированы с помощью естественного отбора, когда выживали только те индивиды, которые могли корректно взаимодействовать с другими.

Так, в пример приводят родительскую любовь, которая выражает необходимость оберегать потомство от всех внешних опасностей, для того чтобы обеспечить выживание вида, и запрет на инцест, который уберегает популяцию от вырождения через смешивание слишком похожих генов, что приводит к появлению слабых детей.

Гуманизм является основополагающим принципом нормы общественной морали. Под ним понимают убеждение в том, что у каждого человека есть право на счастье и бесчетное множество возможностей для того, чтобы это право реализовать, и что в основе каждого общества должна лежать идея о том, что каждый его участник имеет ценность и достоин защиты и свободы.

Аморал — индивид, который противопоставляет себя коллективу, нарушая общепринятые нормы и бросая вызов обществу.

К слову «аморальный» можно применить несколько значений:

— отрицание нравственности (безнравственность),

— поведение, осуждаемое обществом,

— непринятие общепринятых в обществе норм нравственности и морали,

— оценка обстоятельств и поведения человека.

Аморальным называют такое поведение человека, когда его действия не отвечают принятым в обществе нормам нравственности и морали. Однако, надо отметить, что для разных людей понятие морали довольно условно. Например, для одного ненормированная лексика является нормой, а другой считает, что ее применение крайне негативно и аморально.

… такие люди не заботятся о своей репутации, ведут себя развязно, позволяют себе грубо отзываться об окружающих, хамят, используют ненормативную лексику в разговоре.

Среди примеров аморального поведения можно выделить:

— физическое подталкивание человека к выходу в транспорте или очереди,

— выброс мусора в общественном месте (бросить окурок),

— позволение ненормативных высказываний в обществе,

— неуважение к пожилому человеку или женщине с маленьким ребенком.

Одной из основных причин аморального поведения считается безнаказанность. Далеко не каждый сделает замечание нахалу. Это происходит по ряду причин: для многих поведение окружающих не имеет значения, важно только то, что происходит с собой, многие не пытаются призвать аморала к порядку, так как боятся вызвать к себе агрессию и др.

Аморальность – это крайняя форма разрушения личности, выражающаяся в пренебрежении устоев общества и норм. Она может быть следствием не только осознанного поведения личности, но и психического расстройства. Можно считать, что это вид поведения, который противоречит общепринятым нормам и правилам. Если самостоятельно человек не может справиться с таким видом отклонения от нормы, то всегда есть возможность обратиться к помощи специалиста. Важно вовремя определить причину такого поведения и помочь человеку изменить его.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали и зачем мораль нужна людям?

Несмотря на множество философских и научных теорий, ответ на данный вопрос весьма прост. Мораль нужна людям для дальнейшего благополучного сосуществования и развития как вида. Именно благодаря тому, что существуют общие понятия, о том, что хорошо, а что плохо, наше общество все еще не поглотил хаос. Таким образом, можно сказать, что функция морали заключается в формировании общих правил поведения или законов, которые в свою очередь поддерживают порядок в обществе.

В качестве примера понятного абсолютно всем морального принципа, можно привести так называемое: Золотое правило морали.

Основные функции морали

Мотивация человека — что это такое

Мораль – это совокупность норм и правил, которые определяют характер взаимоотношений в социуме. Мораль несет определенные функции:

  • Познавательная – обучает навыкам анализа поступков других людей согласно нравственным ценностям.
  • Воспитательная – формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
  • Ценностно-ориентирующая – формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
  • Регулятивная – регламентирует деятельность индивида с учетом потребностей окружающих людей, всего общества.

Структура морали:

  • Моральные правила – нравственные законы, определяющие манеру поведения человека в социуме, его отношение к себе и другим людям.
  • Моральные принципы – форма выражения нравственных норм, принятых в данном обществе.
  • Нравственные идеалы – образец высоких моральных требований, которые могут быть привиты конкретному индивиду.

Последствия нарушения моральных норм

В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека. Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам. Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.

Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований. К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.

Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».

Отсутствие моральных принципов

Иногда людям приписывают отсутствие понятия о принятых нормах морали. Такое впечатление может сложиться, если человек не знаком с нравственными законами данной социальной группы, именно по этой причине нарушает местные табу, а не делает это злонамеренно.

Абсолютное отсутствие моральных принципов невозможно – даже у самых примитивных людей имеется понятие о том, что можно и что нельзя делать. Эти понятия могут кардинально отличаться от общепринятых в данном обществе, тогда об индивиде говорят, как о человеке безморальном или аморальном. Кроме того, если индивид перестает развивать свою личность, ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с ним начинается регресс сформированных моральных норм и правил. Соответственно, человек чувствует себя неполноценной личностью и даже подвергается различным заболеваниям.

Интересно. Ученые из калифорнийского университета доказали, что действия в соответствии с принятыми нормами морали повышают стрессоустойчивость людей, укрепляют их физическое состояние.

Таким образом, моральные принципы – это то, что формируется годами, актуально для конкретного общества и для каждого человека индивидуально, без них невозможно существование социума.

Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы — это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.

Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража – это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *