5 Порядок проведения экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «5 Порядок проведения экспертизы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.

Законодательное регулирование экспертиз

Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.

Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.

Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.

Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:

• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;

• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.

Что именно помогает узнать

Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:

  • Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
  • Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
  • Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
  • Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
  • Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
  • Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
  • Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
  • Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
  • Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.

Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)

Оценка автомобильного транспорта

Оценка транспорта в отношении автомобилей применяется чрезвычайно часто. На сегодняшний день по различным оценкам только в Москве насчитывается более четырех с половиной миллионов машин. Потребность в определении рыночной стоимости возникает постоянно. И, несмотря на большое количество экспертных центров и частных оценщиков, проблема выбора профессионального эксперта по-прежнему велика. Для того, чтобы не ошибиться в выборе специалиста, стоит обращать внимание на его репутацию, образование и имеющийся опыт в области оценки транспорта. Наиболее часто встречающийся повод для оценки автомобилей – это получение страховой выплаты после аварии. Страховые компании располагают своими собственными штатными оценщиками, однако, не секрет, что цена на автомобиль, определенная страховой компанией, чаще всего бывает сильно заниженной. Для того, чтобы узнать цену автомобиля, соответствующую среднему рыночному показателю цен на аналогичные средства передвижения, стоит воспользоваться услугами независимого специалиста по оценке транспорта. Это позволяет значительно повысить страховую выплату. Кроме взаимодействия со страховой компанией, оценка автомобиля часто требуется при разделе имущества или при постановке подаренного автомобиля на учет. Установление стоимости на грузовые автомобили, автобусы и прочие виды автомобильного транспорта часто требуется организациям и выполняется в ходе общей оценки имущества компании.

При оценке автомобильного транспорта учитывают следующие показатели и свойства автомобиля:

  • Общий срок эксплуатации единицы транспорта.
  • Марку автомобиля и его производителя.
  • Количество пройденных километров (пробег).
  • Уровень износа и общее инженерное состояние, необходимость ремонта и так далее.

Оценка воздушного транспорта

Воздушный транспорт, как и водный, относится к недвижимому имуществу и подлежит государственной регистрации. Оценка транспорта производится в отношении следующих летательных аппаратов:

  • Грузовые самолеты
  • Пассажирские самолеты
  • Вертолеты
  • Малые воздушные суда
  • Прочие летательные аппараты

Для определения цены воздушного судна необходимо представить эксперту правоустанавливающие документы, а также сообщить основные характеристики летательного аппарата:

  • Место производства и год выпуска.
  • Основные летные характеристики.
  • Функциональные характеристики.
  • Сведения о двигателях – количество, тип, мощность, год выпуска и пр.
  • Грузоподъемность и количество пассажиров, которые могут перевозиться на борту.
  • Прочие характеристики – в зависимости от типа летательного аппарата и особенностей проводящейся экспертизы.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

Как проводится дорожно-транспортная экспертиза

Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.

Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.

Для проведения экспертизы требуется предъявить:

  • схему ДТП;
  • задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
  • видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
  • акт осмотра ТС;
  • справка о ДТП;
  • постановление об административном правонарушении;
  • протокол административного правонарушения (копия);
  • заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.

Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.

Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.

Задачи, которые могут быть поставлены перед автотехнической экспертизой

  • Определение отдельных обстоятельств происшествия, а также каков был механизм возникновения инцидента;
  • Идентифицировать по этапам развитие дорожно-транспортного происшествия;
  • Составление схемы расположения транспортных средств после аварии на дорожном полотне, а также определение технических параметров столкновения (например, угла схождения);
  • Вычисление направления движения для каждого ТС, участвовавшего в ДТП, для разных моментов времени (до аварии, в момент ее возникновения и после);
  • Точная идентификация локации на проезжей части, где произошло столкновение;
  • Вычисление точных параметров столкновения, которые имели место быть в процессе аварии;
  • Вычисление точного скоростного режима автомобиля в момент нажатия водителем на педаль тормоза;
  • Теоретические вычисления относительно подтверждения факта технической возможности для водителя по предотвращению аварии, столкновения или наезда на человека (препятствие);
  • Идентификация траектории движения транспортного средства и траектории движения человека (при наезде на пешехода);
  • Установление соответствия маневров водителя по предотвращению аварии требованиям, изложенным в ПДД РФ;
  • Определение оптимальной последовательности действий для каждого участника дорожно-транспортного происшествия по предотвращению инцидента;
  • Было ли в процессе аварии влияние негативных факторов, не зависящих от воли водителя (например, неровности дороги или выбоины);
  • Установление отдельных нарушений водителем транспортного средства правил дорожного движения, которые могли бы привести к аварии (например, один из водителей совершил выезд на перекресток под запрещающий сигнал светофора);
  • Определение правильных действий для каждого участника аварии в сложной ситуации с позиции требований ПДД РФ (например, приоритет проезда перекрестка на зеленый сигнал светофора);
  • Выявление приоритета для одного из водителей, который должен был бы быть использован в сложившейся ситуации;
  • Правовое обоснование (с точки зрения ПДД) действий водителя в произошедшей аварийной ситуации;
  • Установление причинно-следственной связи между действиями водителя ТС и наступивших в результате инцидента последствий;

При расследовании не важно время, когда назначается транспортно-трасологическая экспертиза. Но стоит отметить, что лучше всего это делать на первоначальном этапе, когда в наличии имеются не только все следы происшествия, сохранена дорожная обстановка и процессуально оформленная, но и когда все участники дорожного происшествия, очевидцы, свидетели, помнят произошедшие события в деталях. С течением времени это все забывается, и восстановить полную картину на дороге будет гораздо труднее.

В некоторых ситуациях экспертиза проводиться и при рассмотрении дела в суде, если в этом есть такая необходимость. Как только заключение будет на руках у заинтересованных лиц, то этим можно доказать свою невиновность и указать на действительного виновника. Таким образом, происходит восстановление справедливости, когда нерадивый водитель старается обвинить законопослушного. В таких спорных ситуациях не стоит отказываться от бесплатной юридической консультации — по телефону вас смогут ее предоставить профессиональные юристы по автоправу.

Вопрос № 7. Трасологические экспертные исследования и их виды.

Существует трасологическая экспертиза следов рук (чаще всего, дактилоскопическая), следов ног, следов частей тела человека и т.д.

По видам идентификационных исследований трасологическая экспертиза представляет собой, как правило, идентификацию источника происхождения или идентификацию целого по частям. При подготовке к проведению трасологических исследований обычно представляется сам объект-носитель, на котором обнаружены следы (или слепки), сравнительные образцы, при необходимости, протокол осмотра места происшествия и иные дополнительные материалы в случае необходимости и по просьбе эксперта.

Перед экспертом, проводящим трасологические исследования, ставятся следующие вопросы:

1. Пригодны ли данные следы для идентификации?

2. Не оставлен ли данный след конкретным объектом?

3. Если нет, то каким объектом он оставлен?

4. Если следов несколько, то обязательно формулируется вопрос одним или несколькими объектам оставлены данные следы?

5. Также рекомендуется формулировать вопросы касательно механизма оставления данных следов. Также задаются иные диагностические вопросы (каким пальцем руки оставлен след, каким орудием было совершено деяние, в какой последовательности были оставлены следы?).

Основы методики трасологического исследования.

Когда назначается дорожно-транспортная экспертиза

Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.

Как оспорить независимую экспертизу в суде.

Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.

О нюансах автотехнической экспертизы узнайте по ссылке:

Все ДТП условно делятся на виды:

  • Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
  • Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
  • Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.

Для чего необходима экспертиза

Если экспертиза исследует техсостояние автомобиля после ДТП, то она решает следующие задачи:

  • выявление дефектов и поломок транспортного средства, его агрегатов, механизмов, деталей и узлов;
  • определение времени и факторов образования неисправностей;
  • установление потенциальных возможностей влияния поломок на возникновение аварии;
  • контроль соответствия фактического технического состояния авто (отдельных механизмов, агрегатов, узлов и деталей) предусмотренным регламентом техническим требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения;
  • обнаружение причин отказа подушек безопасности;
  • констатация возможности заблаговременного выявления дефектов и неисправностей до учинения ДТП.

Когда экспертиза привлекается чтобы защитить потребительские права, то исходя из конкретных целей, перед ней предстоят задачи:

  • определить отсутствие/наличие неисправностей (дефектов поломок) в обследуемом автомобиле;
  • установить причины происхождения неисправности (вследствие нарушений эксплуатационных требований или технологического процесса на заводе);
  • диагностировать этап производственного цикла, на котором потенциально возможны упущения, приведшие к возникновению дефекта;
  • установить конкретные факторы неправильной эксплуатации, которые привели к неисправностям.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

Экспертные учреждения

Выполнение исследования можно поручить государственным экспертным организациям или коммерческим. Закон не устанавливает каких-либо специальных условий ведения деятельности по осуществлению такого вида предпринимательства (лицензирования, членства в саморегулируемой организации). Поэтому даже суд может поручить ответить на вопросы негосударственному учреждению.

Конкретные требования к квалификации эксперта установлены только для специалистов, работающих в государственных экспертных учреждениях, а также экспертов, дающих заключение в целях реализации положений Закона об ОСАГО.

Суды, принимая решение, в какую организацию направить вопросы на автотехническую экспертизу по ДТП, чаще прибегают к услугам коммерческих организаций, поскольку государственные учреждения, как правило, сильно загружены, и ждать заключения приходится достаточно долго.

Стоимость услуг примерно одинакова, и варьируется в диапазоне от 2500 рублей за простое исследование, до нескольких десятков тысяч – за сложное. Размер зависит, в первую очередь, от сложности и объема проверки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *