Лекция 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция 1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В российском понимании этого слова — это, опять же, врач по образованию с дополнительной подготовкой по психологии. Или наоборот, психолог с мед.образованием, что случается, конечно, реже. Преимущество психотерапевта перед просто психологом (о котором дальше) в том, что он если надо может назначить таблетки, например, антидепрессанты, и проконтролировать медикаментозное лечение. Никакой психолог у которого нет лицензии врача «психотерапевтом» уже быть не может, даже если он прекрасный специалист с огромным опытом. В то же время на западе психотерапевт не обязан иметь мед.образование, отсюда иногда идёт путаница. Я за то чтобы «как у них» любого психолога, помогающего отдельным людьми в решении их проблем называть «психотерапевтом». Тогда путаницы будет меньше, потому что «психологи» бывают очень разные.

Психоанализ был первым методом психотерапевтической помощи, поэтому до сих пор психотерапевтов иногда называют «психоаналитиками», как копировальный аппарат называют «ксероксом». На данный момент психоаналитком можно называть психолога-консультанта, применяющего в своей работе в основном психоаналитические методы. Работа в психоанализе подразумевает очень серьёзную подготовку, ему учатся по 5 лет и больше. Так что психоаналитик это всего лишь узкоспециализированный и очень профессиональный психолог-консультант. Психоаналитик — это очень солидно. Со своей стороны я скажу что на мой взгляд психоаналитические методы в целом устарели, мир изменился и психика у людей уже никогда не станет прежней, какой была во времена Фрейда и даже Юнга. Но это сугубо моё, в данном случае, дилетантское мнение. При этом нужно признать, что бОльшая часть теорий личности, развития личности и работы подсознания создана психоаналитиками.

Направление используют

Организаторы

Агентство Социальной Безопасности (Москва), Академия Романовой Елены (Москва), Академия социального искусства (Москва), Анастасия Светлая (Москва), Институт Организационной Психологии (Москва), Институт консультирования и системных решений (Москва), Институт эффективного тренинга (Москва), Компания True Synergy (Москва), Корпорация «Процветание» (Москва), Мастерская Талантов (Москва), Московский Институт Трансактного Анализа (Москва), ООО «Эдельвейс» (Москва), Образовательный проект «Форма Жизни» (Москва), Образовательный центр «Сэлф-Интеграция» (Москва), Онлайн-лаборатория развития EQ EQfactor (Москва), Онлайн-проект Волковой Татьяны и Мишина Андрея (Москва), Проект Life and Psychology (Москва), Тренинговый центр «Дальше — вместе!» (Москва), Центр Развития «Уальгомас» (Москва), Центр психологического развития «Стратегия» (Москва).

Ещё организаторы 164

Тренеры

Родственные специальности

В настоящее время психология является необходимой и популярной профессией. Таких специалистов все уважают, они требуются фактически на каждом предприятии. Поэтому многие молодые люди хотят узнать, как стать психологом. А нужно лишь поступить в высшее учебное заведение на эту специальность. Но все не так просто, как может показаться, ведь учеба достаточно сложна, и следует подробно исследовать каждую тему. Придется не только хорошо сдавать экзамены и получать пятерки, но и постоянно заниматься самообразованием.

Как правило, поступая на соответствующий факультет, новоиспеченный студент знает о специальности не так много: это кадры из фильмов, где у психологов имеется собственная уютная комнатка и секретарша, удобный кожаный диванчик, хорошая одежда и клиенты с непростыми проблемами, которые знаток человеческих душ постепенно решает.

На этом заблуждения не заканчиваются. Например, некоторые молодые люди, мечтая получить образование психотерапевта, поступают на психологические факультеты. Но это совершенно неправильно. Необходимо осознавать, что имеются значительные различия между специальностями психолога, психиатра и психотерапевта. Две последние профессии — это доктора, поэтому подготовка студентов осуществляется в медицинских вузах.

Особенности профессии социального психолога

Название специальности происходит от латинского слова «социум» – «общество». Каждый человек живет в обществе и подчиняется его законам. Чтобы существование людей в социуме было наиболее комфортным и безопасным с психологической точки зрения, и нужен социальный психолог.

Специалист может работать по двум направлениям: теоретическому и практическому. В первом случае он занимается исследовательской деятельностью, изучением функций и законов общества, социальных ролей, межличностных отношений. Практическая часть предполагает работу с людьми и различными коллективами, разработку диагностических методик, оказание психологической помощи.

Психолог работает как с отдельными людьми, так и с целыми группами: семьями, школьными и трудовыми коллективами, участниками тренингов и групповых консультаций. Его ключевая задача – помочь людям обрести свое место в обществе и адаптироваться к нему, восстановить здоровый психологический климат.

Профессиональный стандарт социального психолога предполагает, что этот специалист заинтересован в изучении общества и протекающих в нём процессов. Ему нравится общаться с людьми, и он серьезно нацелен помогать им, улучшать эмоциональное здоровье коллектива в целом и каждого его участника в частности. Социальный психолог обладает не только нужным образованием, но и некоторыми личностными качествами, такими, как:

  • коммуникабельность, умение находить подход;
  • эмпатия;
  • желание и готовность помочь;
  • ответственность;
  • тактичность;
  • выдержка, стрессоустойчивость;
  • желание совершенствоваться в профессиональном плане.

Взаимосвязь психологии и социальной работы

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.

Психологические основы социальной работы

Психологические методы интенсивно внедряются в социальную работу за счет того, что ее клиент — человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию. Разработка методов и их реализация в качестве психологической поддержки находится в ведении практической психологии. Специалист по социальной работе должен обладать умениями в подборе индивидуально-психологических подходов к каждому обратившемуся и знать психологические особенности, присущие разным социальным категориям.

В сферу работы такого психолога входят не только семьи и дети, которые находятся в сложных жизненных ситуациях, инвалиды и пожилые люди, но и другие специалисты по социальной работе. Психологу следует изучать познавательную, волевую, эмоциональную и коммуникативную сферу — это поможет ему с профилактической, диагностической и коррекционной работой, в которой нуждаются такие категории населения. Помимо этого подобные знания помогают в оказании психологической помощи.

Определение 4

Психологическая помощь — это особый вид услуг, которые применяются в разрешении психологических трудностей индивидуального, семейного или профессионального характера. Как сама наука психология бывает научной и житейской, так и психологическая помощь может быть как профессиональной, так и бытовой.

В отечественной культуре функцию бытовых психологов часто и довольно успешно выполняют родственники, друзья и порой совершенно незнакомые люди (например, попутчики).

Бытовыми психологами могут становиться люди любой профессии, им необязательно иметь специальное образование. Такая роль часто удается людям, которые работают в своей профессиональной среде с другими людьми и имеют хорошие навыки общения. Это педагоги, социальные работники, воспитатели и прочие похожие. К их главным навыкам относятся — умение слушать собеседника и разделять его чувства.

Суть подобной помощи заключается в ощущении человеком временного облегчения от того, что он выговорился о собственных проблемах и смог разделить накопившиеся негативные чувства с другими людьми — то есть у него появилась возможность поделиться психологическими сложностями с окружающими.

Профессиональная психологическая помощь должна оказываться только профессиональными психологами, психотерапевтами, психиатрами, прошедшими специальную подготовку. Грамотное с профессиональной точки зрения общение предполагает качественное и активное слушание, умение задавать правильные вопросы собеседнику и отвечать на вопросы, заданные им. В качестве обязательных в этом случае выступают знания личности и малых групп (включая семью), закономерностей и способов взаимного влияния личностей друг на друга.

Профессиональный психолог должен обязательно следовать принципам оказания психологической помощи, обеспечивающих защиту прав клиента, обратившегося за психологической помощью, а также высокую эффективность работы специалиста.

Замечание 2

При этом смысл такой помощи не ограничивается только временным облегчением состояния обратившегося, но и подразумевает полноценную помощь клиенту в его оценке трудных жизненных обстоятельств, в его самостоятельном выборе стратегии решения психологических трудностей, расширении психологических возможностей клиента, повышении уважения и принятия им других людей.

Также, если обратившийся готов к подобному, то психолог может провести работу, направленную на выявление происхождения его психологических проблем. Специалист может помочь клиенту убедиться в том, что его невротические способы взаимодействия с другими людьми неадекватны, после чего он может помочь наладить навыки общения, призванные обеспечить клиенту возможность строить здоровые взаимоотношения не только с окружающими, но и со своим собственным «Я». После такой работы клиент будет способен использовать свои психологические ресурсы более эффективно.

Специфика профессиональной психологической помощи заключается в ее добровольном характере, а также в том, что человек активно обращается за помощью к психологу, субъект-субъектном характере общения между ними, что возможно исключительно при изначально уважительном отношении специалиста к обратившемуся.

Вывод

Профессиональная психологическая помощь — несомненно очень важная, но относящаяся к одним из многих отраслей человеческого знания узкой специфики вообще и психологического знания в частности. Профессиональные знания психологов относятся к универсальному типу, так как на бытовом уровне потребность в них испытывают все, кто работает с людьми и живет среди них. Социальный работник должен иметь определенный уровень психологической грамотности, чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Деятельность психолога в системе социальной защиты населения.

В ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены оказываемые органами социальной защиты основные виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, и срочные социальные услуги. Социально-психологические услуги предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия [1] [2] . Психологическая помощь получателям услуг оказывается в учреждениях (подразделениях) социальной защиты населения, в которых штатное расписание предусматривает должность психолога или педагога-нсихолога (рис. 9.6).

Основные задачи программы:

1. Основы законодательства, регулирующего деятельность психолога в социальной сфере.

2. Общая и возрастная психология, психология личности и семьи.

3. Основы психодиагностики.

4. Психология кризиса и экстремальных ситуаций. Коррекционная работа с кризисными состояниями.

5. Причины, признаки, методы коррекции отклоняющегося поведения.

6. Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды, в которой живут клиенты. Разработка и организация выполнения рекомендаций по снижению их неблагополучия. Оценка эффективности помощи.

7. Поддержка лиц, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание в их окружении поддерживающей среды.

8. Организация психологического сопровождения социально уязвимых слоев населения: инвалиды, беженцы, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры по возрасту, многодетные семьи.

  • Психологическое обследование клиентов для выявления их потребностей и ресурсов. Запрос необходимой информации у социальных работников, педагогов.
  • Разработка вместе с клиентами «дорожных карт» для определения плана действий по их социализации.
  • Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.

9. Сотрудничество с другими работниками, органами и организациями социальной сферы для психологической помощи клиентам.

10. Психологическое просвещение населения, привлечение внимания к социальным проблемам.

Социальный психолог — это специалист, который исследует отношения людей в социуме ( на работе, в семье, среди друзей и всего окружения). Социальный психолог проводит диагностику с целью оценки поведения человека в обществе, изучения его особенностей при общении с окружающими людьми. При необходимости он помогает сформировать и восстановить утраченные социальные навыки по причине болезни для нормального функционирования в обществе.

Человек после перенесенного психического заболевания может быть социально дезадаптирован, иметь нарушения в социальных отношениях и в восприятии окружающих. Например, больной шизофренией не может корректно интерпретировать эмоции людей и адекватно выражать свои. У него возникают сложности при решении социальных задач и оценке собственного эмоционального состояния. Поэтому психически больному необходимо обратиться к социальному психологу за квалифицированной помощью.

Необходимо отметить, что общение с окружающими начинается в первую очередь в семье. Именно здесь психически больной видит отношение родственников к его проблеме, их готовность бороться с заболеванием. Отношение близких людей к больному не только определяет течение заболевания, скорость выздоровления, но и эффективность лечения.

Часто перед пациентами или их родственниками стоит вопрос: «Как выбрать социального психолога в Москве?»

В настоящее время уровень московских частных психиатрических клиник не уступает зарубежным. Но за границей Вам или Вашему близкому человеку не смогут предоставить социальных условий, которые необходимы для адаптации и реабилитации.

Работа социального психолога с психически больным производится для диагностики социальных навыков и их сохранности, а также при организации социальной реабилитации. Она включает в себя комплекс мероприятий, применяемых для возвращения психически больных к нормальной жизни. Все проводимые мероприятия направлены на вовлечение больного в лечебный процесс. Без его желания невозможно эффективно проводить реабилитацию. Она направлена на восстановление социально-психологического статуса пациента.

Реабилитация социальным психологом проводится в несколько этапов:

Грамотно проведенная социальная реабилитация способствует восстановлению оптимального уровня жизни больного.

Анализ, проведенный в рамках данной курсовой работы, позволяет говорить о том, что перед психологической службой на производстве стоит целый ряд целей и задач. Деятельность психолога на предприятии является многосторонней и направлена на решение целого спектра различных практических задач. Все они направлены на достижение единой цели – создание условий, необходимых для эффективного функционирования организации. Данная цель достигается применением различных видов деятельности.

Выделяются такие основные виды работы психолога в рамках психологической службы, как психологическая профилактика, психодиагностика, коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Все они имеют свои собственные специфические особенности и требуют определенных знаний, умений и навыков для достижения оптимального эффекта. Именно поэтому рассмотрение видов деятельности психолога на предприятии представляет актуальность на сегодняшний день.

В рамках данной курсовой работы были описаны основные подходы к рассмотрению психологической службы и ее задач, а также основные виды деятельности психолога в различных сферах (в том числе и в системе производства). Важно отметить, что все виды работы должны присутствовать и применяться в деятельности психолога во взаимосвязи. Так, психологическая коррекция может быть основана только на результатах предшествующей диагностики. Опять же психологическая диагностика необходима для того, чтобы проверить эффективность проведенных коррекционных мероприятий и т.д. Только в случае комплексного использования всех видов работы психологической службы можно достичь положительного эффекта и добиться реализации поставленных перед психологической службой целей и задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Аширов Д.А., Жамойда Е.Н. Привлечение и отбор персонала. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2001. – 93с.

Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М.: изд-во МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2002 – 464с.

  1. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект, 2011. – 368с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: Астрель, 2013. – 322с.

Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала: особенности применения и рейтинг популярности // Управление персоналом. – 2007. – № 24. – С. 66-70.

Клюева Н.В. Консультационная психология: методические указания. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 60с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 240с.

Лебедев Д.И. Психология и управление. – М.: Экономика, 2003. – 205с.

Магура М.Н. Поиск и отбор персонала. – М., 2000. – 160с.

Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Владос, 2008. – 528с.

Немов РР Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Кн.3: Общие основы психологии. – 608с.

  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 726с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512с.

  1. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712с.

Согрина А.В., Чернова Т.Н. Особенности современных нетрадиционных методов отбора персонала // Вестник Вол ГУ. Серия 9. Выпуск 8. Ч. 2. – 2010. – С. 84-89.

Цветаева В.М. Управление персоналом. – СПб.: Питер, 2011. – 192с.

Круг обязанностей специалиста

Коррекционный психолог работает с детьми, их родителями и близким окружением. Специалист диагностирует состояние психики ребенка, корректирует выявленные отклонения, разъясняет родителям причины нарушений и дает рекомендации по устранению проблемы.

Специальный психолог занимается:

  • индивидуальным и групповым консультированием;
  • диагностикой психологического состояния детей с особенностями развития и ограниченными возможностями;
  • определением видов отклонений;
  • разработкой реабилитационных планов;
  • выбором воспитательных и обучающих методик;
  • социальной адаптацией детей и подростков;
  • профилактикой поведенческих нарушений;
  • консультированием ближайших родственников ребенка;
  • разрешением конфликтов;
  • контролем результативности обучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *