Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оплачивается потребление электроэнергии без счетчика?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2023 году

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Обязательно ли устанавливать счетчики электроэнергии

Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.

Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.

Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.

Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.

Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.

Размер потребления электричества по регионам

Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.

Наименование населенного пункта Норма расхода, кВт
газовая плита электроплита
Санкт-Петербург 78 111
Забайкалье 65 96
Новосибирск 156 213
Владимирская область 50 90
Пермь 185 263
Ростовская область 96 156

Средние данные о потреблении бытовых электроприборов

Чтобы иметь представление о том, реально ли «вместиться» в социальную норму, требуется знать, сколько электричества «уходит» на пользование тем или иным бытовым электроприбором.

Наименование бытового электроприбора Расход электричества, кВт/час
Холодильник 30-40
Компьютер 30 и выше
Телевизор от 7,5
Стиральная машина 25 и выше
Пылесос 4
Утюг 15
Фен 12,5
Электрочайник 10
Освещение комнат 90
Посудомоечная машина 24
Микроволновая печь 5

Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?

Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.

При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:

  • число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
  • норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
  • тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.

Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.

Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:

  • если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
  • если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.

Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.

Обязательны общие собрания

Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.

Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.

Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.

Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах

Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.

Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 6 руб. 72 коп. за кВт/ч. За холодную воду 45 руб. 61 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 202,63 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.

В Санкт-Петербурге в 2023 году жители СПб за холодную воду платят 36,54 руб., за горячую – 126,68. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 5,7 р. за кВт*ч.

И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2022 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.

Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.

Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.

Применение повышающего коэффициента при отсутствии приборов учета

В 2023-м году применение коэффициентов происходит вне зависимости от формы собственности на жилое и нежилое помещение – к собственникам, к проживающим по договору социального найма.

Если плата за коммуналку не производится более 2 месяцев, то уже формируется задолженность и будут начисляться штрафы.

Средства, полученные от повышающего коэффициента, государство рекомендует использовать для обновления оборудования и технических систем.

Устанавливать счетчики должен владелец на свои средства. А за установку общедомовых приборов учета отвечает управляющая компания.

Но если приборы учета все-таки не будут установлены, то никаких мер воздействия по закону применяться не может.

Что входит в квартплату? Обычно это:

  • отопление;
  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • газ;
  • электричество;
  • вывоз мусора.

Тарифы на них ежегодно увеличиваются, обычно в январе и в июле. Темпы их роста пугают. Поэтому правительством ужесточен контроль за превышением предельной стоимости коммунальных услуг на региональном уровне.

Между тем, размер повышающего коэффициента установлен один для всех субъектов. Его повышение не ожидается.

Что делать, если счетчик не работает?

Проплата за услуги электроэнергии должна осуществляться регулярно. Для этого, своевременно должны передаваться данные с учетных приборов в управляющие компании.

Если они не будут переданы вовремя, то для расчета тарифа будет применяться социальный норматив потребления электричества.

В ситуации, когда учетный прибор пришел в неисправное состояние, оплата производится по следующему алгоритму:

  • Первоначально подается заявление в компанию, предоставляющую услуги энергоснабжения, либо вызывается на дом её представитель, который составляет акт неисправности;
  • Признание прибора неисправным осуществляется с даты подачи документов, либо получения акта освидетельствования;
  • При невозможности определить точно число поломки, расчет производится с месяца начала неисправности;
  • Производится оплата, взяв за основу среднемесячное начисление тарифа электричества.

Расчет льготы по нормативу – однотарифный прибор учёта, когда расход больше установленного норматива

Условие:

Однотарифный прибор учета;

Одинокий ветеран труда (50% от норматива);

Норматив 80 кВт·ч;

Электрическая плита;

Расход 135 кВт·ч;

Тариф 3,28 руб.;

Расчет:

Из 135 кВт·ч льгота распространяется только на 80 кВт·ч, оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитывается по полной стоимости.

80×3,28=269,40 сумма к оплате×0,5(льготный коэффициент) =131,20 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

55×3,28=180,40 руб.

Итого к оплате с учетом льготы 131,20+180,40=311,60 руб.


Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, когда расход больше установленного норматива

Условие:

Многотарифный прибор учета (трехтарифный);

Ветеран труда, проживает с семьей;

Норматив 45 кВт·ч;

Газовая плита;

Расход Т1 – 100 кВт·ч; Т2 – 52 кВт·ч; Т3 – 73 кВт·ч;

Тариф Т1 – 4,92 руб.; Т2 – 1,26 руб.; Т3 – 4,08 руб.;

Расчет:

Так как расход по зоне суток Т1 =100 кВт·ч, из них 45 кВт·ч рассчитываем с учетом льготного коэффициента

Т1(с учетом льготы)=45×4,92=221,40 сумма к оплате×0,5 (льготный коэффициент) =110,70 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)

Оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитываем по полной стоимости

Т1=55×4,92=270,60 руб.

Объем льготного норматива полностью учтен по тарифной зоне суток Т1, по остальным зонам суток (Т2 и Т3) расчет производится по полной стоимости

Т2=52 × 1,26 = 65,52 руб.

Т3=73 × 4,08 = 297,84 руб.

Итого к оплате с учетом льготы по зонам суток

110,70+270,60+65,52+297,84=744,66 руб.


Основания для определения нормативов

Назначение нормативов потребления электроэнергии производится в соответствии с положениями следующих законодательных актов(файл откроется в новой вкладке):

  • Правительственного постановления №614, принятого в июле 2017 года и определяющего правила социальных норм электрической энергии. Читать подробнее.
  • Законом №35-ФЗ, принятым в марте 2003 года с поправками, внесёнными в 2022 году и регламентирующим общие вопросы электроснабжения. Читать подробнее.
  • Законом №261-ФЗ, утверждённым в ноябре 2009 года и призванным снизить потери в процессе энергоснабжения и способствовать внедрению энергосберегающих технологий. Читать подробнее.

Относительно недавние коррективы были внесены в 2013 году, после чего нормы сохранились без изменений до 2022 года. В результате тех поправок значения возросли на 10 процентов по отношению к существовавшим до этого.

Эти меры призваны стимулировать потребителей к установке индивидуальных приборов учёта.

Для того, чтобы исключить незаконное потребление от собственной электросети, учесть и определить точный расход и возможно провести ограничение потребления, необходимо, чтобы индивидуальное жилье было оснащено специальными электросчетчиками. При этом формула расчета потребляемого ресурса будет следующей:

  • Потребитель снимает показания на дисплее. В случае если он имеет два отдельных табло, то нужно снимать 2 показания, для ночного и дневного времени суток.
  • После чего из текущей цифры вычитаются показания за предыдущий месяц.
  • Итоговое число является показателем мощности в киловатт*часах, которая была употреблена домохозяйством за 1 месяц.
  • Чтобы оплатить услугу, это число умножается на стоимость электроэнергии 1 кВт часа. Учитывайте, что тарифы на данный ресурс в каждой области отличаются, так, например, в Тульской области и ЯНАО они будут разными. Итоговая сумма является количеством рублей, которые необходимо перевести на счет организации, поставляющей энергоресурсы. Делается это для оплаты услуг ЖКХ.
  • Если данного счетчика нет, то, например, расход электроэнергии по мощности можно провести, если умножить мощность прибора на количество времени, которое он работает. Но, так как таким образом проконтролировать расход электроэнергии государством не представляется возможным, используются усредненные показатели.

Изменения законодательства по учету электроэнергии с 01.01.2021 г.

Перед новым годом было опубликовано Постановление Правительства №2184 от 21.12.2020 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части урегулирования вопроса передачи установленных застройщиком приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщикам».

Как следует из его названия, с 1 января 2021 года индивидуальные и коллективные приборы учета электроэнергии должны быть переданы застройщиками гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого находится многоквартирный дом.

Как у нас часто бывает, изменения, внесенные Постановлением 2184 в Правила технологического присоединения, коснулись не только указанной в названии темы.

Первое, что мне бросилось в глаза – это о правительства о бесплатности для льготных категорий потребителей (физлиц до 15 кВт. и юрлиц до 150 кВт.) учета при технологическом присоединении.

Отменен п. 109 Правил техприсоединения, который устанавливал, что для льготных категорий заявителей сетевая организация обязана была обеспечить установку и допуск в эксплуатацию приборов учета без взимания платы с заявителя.

При этом в методических указаниях по определению платы за техприсоединение (Приказ ФАС России 1135/17) такая щедрость прописана не была.

Сейчас законодатель убрал правовую неопределенность, приведя Постановление Правительство в соответствие с Приказом ФАС России.

Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования). Важно: если человек просто не хочет устанавливать электросчетчик, то при расчете стоимости услуги будут использоваться повышающие коэффициенты. Для таких абонентов плата за свет будет увеличиваться каждый год.
Но существуют и другие ситуации, когда расчет будет проводиться с использованием этого показателя:

  • счетчик пришел в негодность;
  • истек срок годности счетчика;
  • жильцы квартиры не передают показания счетчика в управляющую компанию и не допускают представителя управляющей компании для проверки счетчика;
  • преднамеренная порча оборудования.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *