Порядок осуществления административного производства согласно требованиям КОАП РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок осуществления административного производства согласно требованиям КОАП РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Другой акт, которым возбуждается дело, — постановление прокурора. Оно может быть вынесено при осуществлении им надзорной функции, на основе результатов проведенной проверки либо обращений субъектов, в качестве реакции на любое нарушение.

Виды производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют четыре вида производств по делам об административных правонарушениях.

Обычное производство наиболее часто встречается в практике. Ускоренное производство ведется в случаях правонарушений, последствиями которых являются арест, административное приостановление деятельности, либо наказание за нарушенные требования закона о выборах и референдумах. Для ускоренного рассмотрения характерны сокращенные сроки, составление и подача жалобы на постановление, рассмотрение жалобы, пересмотр решения. Упрощенное производство имеет место, когда предупреждение подлежит оформлению на месте совершенного нарушения, здесь же налагается административный штраф. Протокол об административном правонарушении в данном случае не составляется. Все стадии производства составляют одно целое. Усложненное производство применяется при осуществлении комплексных мер, при проведении административного расследования, а также если наличествует третья стадия – пересмотр решения по делу. Этот вид производства занимает больше времени, чем обычное производство.

Процессуальные сроки и их исчисление

Процессуальные сроки установлены КоАП, и их обязаны соблюдать лица, фиксирующие нарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после установления нарушения. Если необходимо выяснить обстоятельства, получить данные по делу, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Если проводится расследование, документ составляется по завершении этого расследования. Если поступили ходатайства, или необходимо выяснить дополнительные обстоятельства, срок рассмотрения дела продлевается судьей, должностным лицом, но не более, чем на месяц. По этому поводу выносят определение.

Некоторые дела рассматриваются за 5 дней со дня получения протокола. Продление сроков не допускается.

Замечание 2

Если дело влечет за собой арест или выдворение, то дело должно быть рассмотрено немедленно после получения протокола, не позднее 48 часов после задержания лица, совершившего нарушение.

Пять суток отводится на рассмотрение дел, где предполагается приостановление деятельности. Временный запрет деятельности включается в общий срок приостановления.

Подготовка к рассмотрению дела

Рассмотрение дела о нарушении закона является основной стадией в судопроизводстве. Деятельность государственных органов носит здесь комплексный характер, который определяется необходимостью верно установить предмет административного нарушения. Подготовка к порядку рассмотрения дела об административном правонарушении фиксируется в статье 29.1 КоАП РФ. Эта статья содержит положения:

  • о компетенции суда, судьи, отдельного органа или должностного лица в установленной сфере;
  • о наличии обстоятельств, которые могли бы исключать сам факт рассмотрения дела судьей;
  • о правильности составленного административного протокола;
  • о наличии обстоятельств, смягчающих, отягчающих или исключающих производство;
  • о наличии отводов и ходатайств.

Здесь же могут быть выделены и многие другие обстоятельства по делу.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Статья 29.4 КоАП РФ. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении

  1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;
    2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
    3) об отложении рассмотрения дела;
    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
  2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
  3. В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 настоящего Кодекса, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

  1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
    1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
  2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.
  3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.
  4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.
  5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
  6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.15.1 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Понятие и задачи административного производства

В процессе административного производства важно изучить обстоятельства произошедшего объективно, своевременно и в полном объёме. Следствие и суд ставят целью выявить причины, которые побудили человека совершить данное правонарушение.

Характеристики административного производства включают:

  • Краткость. В отличие от разбирательства по уголовным делам, правонарушения в рамках КоАП РФ расследуюи быстро.
  • Отсутствие обвинителя.
  • Возможность осуществить данное производство разными должностными лицами, а не только судьями.

КоАП РФ в 4 главе определяет порядок производства по административным делам, перечень его участников, их обязанностей и прав. Важной стороной дела является определение предмета доказывания и оценка доказательств. Административный кодекс также определяет обеспечение возбуждения и рассмотрения дел, а также их обжалования и пересмотра.

Ведение дел об административных правонарушениях отведено федеральным властям и субъектам РФ. На уровне субъектов определяют подведомственность нарушений закона. Федеральная власть вправе:

  • Устанавливать порядок административного производства.
  • Порядок исполнения решений, принятых уполномоченными должностными лицами.
  • Подсудность дел.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы (следует обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

имеются ли ходатайства и отводы.

В ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 г. № 12, от 11 ноября 2008 г. № 23, от 10.06.2010 г. № 13, от 09.02.2012 г. № 3. К законодательству об административных правонарушениях, которым следует руководствоваться при рассмотрении указанной категории дел, относится не только КоАП РФ, но и законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с КоАП РФ, по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ. Законом субъекта не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. Для дел о правонарушениях, за совершение которых предусмотрено лишение права управления транспортными средствами, КоАП РФ установлена альтернативная территориальная подсудность. Орган (должностное лицо), составивший протокол о таком правонарушении, вправе направить материалы на рассмотрение судье по месту учета транспортного средства КоАП РФ не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, поэтому в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, то судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Рассмотрение дела об административном правонарушении: кто рассматривает, стадии рассмотрения, доказательства

Дела об административных правонарушениях рассматриваются перечисленными в ст. 22.1 КоАП субъектами: органами исполнительной власти, судьями, комиссиями (по делам несовершеннолетних) и иными. Подведомственность дел определяется гл. 23 КоАП, кругом полномочий каждого из субъектов.

Производство по делам об административных правонарушениях на этапе рассмотрения дела включает ряд этапов:

      1. Субъект, обладающий полномочиями на рассмотрение дел, должен осуществить подготовку к рассмотрению. К примеру, если дело передано для рассмотрения в суд, судья проверяет правильность оформления протокола о правонарушении, выявляет недостатки. При установлении факта неуправомоченности лица, составившего протокол, он возвращается должностному лицу для устранения недостатков.
      2. Должностное лицо или орган анализируют обстоятельства дела.
      3. Принимается решение (постановление или определение), которое объявляется по завершении рассмотрения.

Источником доказательств (фактических данных о нарушении) в производстве по делам об административных правонарушениях могут выступать:

    • протокол;
    • объяснения привлекаемого к ответственности лица;
    • документы и вещественные доказательства;
    • показания иных участников производства по делам об административных правонарушениях.

    Постановление по делу

    Согласно КоАП, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении завершается вынесением постановления. Это нормативный акт, который обладает высшей правовой силой для всех участников судопроизводства. Нормы постановления императивны, то есть обладают обязательным характером. Существуют две основные формы постановления:

    • о прекращении делопроизводства;
    • о назначении наказания в виде административной санкции.

    Постановление должно выноситься в следующих случаях:

    • появление исключающих вину факторов;
    • объявление устного замечания и освобождение привлеченного к ответственности лица;
    • передача дел прокурору, следственному органу, дознавателю или любому другому лицу, в чьи обязанности входит поиск признаков преступления.

    По окончании делопроизводства постановление должно быть немедленно оглашено участникам судебного процесса. Копия документа передается ответчику.

    Ст. 29.10 КоАП РФ: общая информация

    Статья 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) относится к разделу «Административные правонарушения в сфере деятельности государственных органов».

    Часть 1 данной статьи устанавливает, что государственный орган или должностное лицо, принимающие незаконное решение, действие или бездействие, приводящее к нарушению прав и свобод граждан, подвергаются административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

    Часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ устанавливает ответственность государственных органов или должностных лиц за нарушение правил обработки персональных данных, в том числе за несанкционированный доступ к таким данным. За такое нарушение может быть назначен штраф в размере от 15 до 75 тысяч рублей.

    Требования к постановлению по делу об административном правонарушении

    Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям, которые изложены в части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.

    • Постановление должно содержать указание на место и дату составления;
    • Должны быть указаны наименование и реквизиты органа, виновный в совершении правонарушения;
    • Постановление должно содержать краткое изложение сути административного правонарушения;
    • Должны быть указаны мера административного воздействия и срок, в течение которого должно быть выполнено исполнение;
    • При выводе решения должны быть указаны размер штрафа, установленной нормой КоАП РФ, и способ его уплаты;
    • Должно быть указано, что виновный может оспорить постановление в порядке, установленном законом.

    При составлении постановления необходимо учитывать все требования статьи 29.10 КоАП РФ, чтобы оно не содержало ошибок и недостатков, которые могут привести к его отмене или снижению штрафа.

    Как подать апелляцию на постановление по делу об административном правонарушении?

    Если вы получили постановление по делу об административном правонарушении, вы имеете право подать апелляцию в течение 10 дней со дня вынесения постановления. Апелляцию можно подать как на вынесенное постановление в целом, так и на отдельные его части.

    В апелляционной жалобе необходимо указать, какие нормы права нарушены в постановлении, почему оно недопустимо, какие доказательства не раскрыты или неверно оценены. Также необходимо предоставить свои контактные данные и приложить копию постановления.

    Апелляционную жалобу можно направить в суд в письменном виде или подать в электронной форме через официальный сайт суда. При этом нужно убедиться, что жалоба доставлена в суд в течение указанного 10-дневного срока.

    Если суд удовлетворит вашу апелляционную жалобу, то постановление, вынесенное в отношении вас, будет отменено или изменено соответствующим образом.

    Правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях

    Производство по делам об административных правонарушениях регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). По существу, это комментарий к законодательству, который содержит правила и инструкции для проведения административного расследования и вынесения решения. Судебная практика также служит источником правового регулирования в данной области.

    Статья 24.1 КоАП РФ устанавливает основные принципы производства по делам об административных правонарушениях. Их соблюдение гарантирует справедливость и обоснованность рассмотрения дел. Основными принципами являются: презумпция невиновности, обязательность вынесения постановления судом в открытом судебном заседании, равные возможности сторон, независимый и беспристрастный суд, а также право на обжалование решения.

    Кроме того, правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях осуществляется через другие статьи КоАП РФ, которые устанавливают порядок возбуждения дел, особенности рассмотрения взыскания, применение мер административного воздействия и т.д. Важно отметить, что в последнее время происходят изменения в законодательстве, которые вносят изменения в правовое регулирование производства по делам об административных правонарушениях.

    Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

    В соответствии с действующей редакцией Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в установленном порядке.

    Согласно статье 28 КоАП РФ, дело о административном правонарушении рассматривается одним лицом — административным судьей. Судья, рассматривающий дело, должен быть независимым и не заинтересованным в исходе дела.

    Сроки рассмотрения дела устанавливаются статьей 29 КоАП РФ. Судья обязан рассмотреть дело не позднее 30 суток с момента поступления ходатайства о его рассмотрении. Однако, в случае если в ходе рассмотрения дела требуется проведение специальной экспертизы или дополнительных проверок, срок рассмотрения может быть продлен на вплоть до 4 месяцев.

    При рассмотрении дела судья обязан руководствоваться положениями статьи 30 КоАП РФ. Если лицо, в отношении которого рассматривается дело, стало известно, что судья заблаговременно принимал участие в решении того же самого дела или имел отношение к нему, данное лицо вправе письменно запросить его замену.

    Каждая сторона дела имеет право представить свои доводы и доказательства. Судья обязан давать слово каждой из сторон для объяснения обстоятельств дела. После рассмотрения дела судья принимает решение исходя из доказательств, представленных сторонами.

    Важно отметить, что порядок рассмотрения дела об административном правонарушении подробно регламентирован статьями 28-32 КоАП РФ. Также существуют комментарии к данным статьям, которые могут помочь более полно понять процедуру рассмотрения таких дел.

    Специфические субъекты административного правонарушения

    Административное правонарушение может быть совершено как физическими, так и юридическими лицами. При этом субъектами административных правонарушений выступают те лица, против которых возбуждается дело об административном правонарушении и которые признаются виновными в совершении правонарушения.

    Среди специфических субъектов административного правонарушения можно выделить следующие:

    • Физические лица — граждане, которые совершили нарушение в рамках административной ответственности. Такие лица подлежат осуждению и налагаются административные наказания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
    • Юридические лица — организации и предприятия, которые допустили нарушения в сфере своей деятельности. Они также могут быть привлечены к административной ответственности и подвергнуты соответствующим наказаниям.

    Как для физических, так и для юридических лиц существуют определенные особенности в рассмотрении дел об административном правонарушении. Основные этапы производства по делам об административных правонарушениях описаны в статье 24 КоАП, их судебная практика вырабатывает актуальные прецеденты и комментарии к статьям КоАП относительно решения дел по административным правонарушениям.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *