Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственный бюджет Российской федерации, являясь основным механизмом расходования и перераспределения денежных средств, дает право власти оказывать колоссальное влияние на отечественную экономику страны, и побуждать становление важных отраслей экономики, снабжать социальной защитой наименее уязвимые слои населения.

Под налогооблагаемыми доходами понимаются обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета, которым кроме налогов относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.

К капитальных относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов земли, целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений, на покупку оборудования.

Роль налогов в формировании государственного бюджета

Целью данной работы является изучение роли налогов в формировании доходной части бюджета России, существующих проблем в процессе поступления налоговых доходов в бюджет и путей их решения.

В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие.

Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории).

Организационные положения при совместной деятельности также могут принимать различные формы. Так, в области налоговой политики один уровень государственной власти может определять базу определённого налога, в то время как другой уровень — устанавливать ставки налогообложения. Доходы от определённого налога могут также совместно использоваться различными уровнями государственной власти.

Налоги и их роль в формировании бюджетов

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

Безвозвратность означает, что, во-первых, при уплате налогов право собственности переходит на часть денежных средств от налогоплательщиков к государству. Во-вторых, переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента налогоплательщику.

Налоги — это основной источник доходной части бюджетов всех уровней и эффективный инструмент государственного регулирования социально-экономических отношений.

Простота администрирования, а также экономия на масштабах налогового администрирования, также входят в число аргументов сторонников централизованных налоговых систем.

Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Определение и характеристику налогов приводили в своих трудах зарубежные и отечественные ученые-налоговеды: С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, Л.А. Бернстайн, Я.В. Соколов, А.В. Тол- кушкин, А.В. Перов и другие. Категории «налог» можно дать экономическое и философское осмысление.
Банки и различные небанковские кредитные учреждения, которые функционируют на коммерческих основах, должны, в свою очередь, осуществлять взносы в бюджет Российской Федерации.

Следовательно, современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Таким образом, финансовая поддержка региональных и местных бюджетов существует с самого начала экономических реформ.

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

НДФЛ — уплачивается официально трудоустроенными гражданами в главный бюджет страны. В уровень НДФЛ составляет 13% для всех категорий граждан (вне зависимости от стажа работы, возраста, размера ежемесячного получаемого дохода).

Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

НДФЛ — уплачивается официально трудоустроенными гражданами в главный бюджет страны. В уровень НДФЛ составляет 13% для всех категорий граждан (вне зависимости от стажа работы, возраста, размера ежемесячного получаемого дохода).

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Суммы отдельных налогов ООО «Альянс» в 2006 году

Соответствующие органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью.
Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику.

В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%.

Система государственных и местных (муниципальных) бюджетов является центральным звеном финансовой системы. Посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

Структурный анализ доходов, ожидаемых в федеральный бюджет 2007 года

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией.

В этой связи можно говорить о многогранных характеристиках категории «налог». Определений налога в экономической литературе встречается много, однако все подчеркивают «обязательность» и «безвозмездность» платежа, который по сути представляет изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта.

Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Кроме того, налоги выступают основным источником средств, благодаря которому осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти и они не имеют целевой характер.

9.1. Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ

Первоначально насчитывалось 17 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль как другие предприятия и организации.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из главных экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоги составляют большую часть бюджета.

Согласно следующему основному началу, законодательством о налогах и сборах не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или местонахождения капитала.

Само по себе слово «система» говорит об определённом порядке в расположении и связи действий. Таким образом, все элементы налоговой системы тесно взаимосвязаны между собой. С философской точки зрения система — это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому, другим частям занимают соответствующие им места.

Основные налоги, действующие на территории России

В 1997-2000 гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, в 2001 г. — 75%, а в 2002-2007 гг. — соответственно 72, 75, 72, 71, 63 и 64%.

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования.

Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата.

Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства.

Налоги — это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны.

Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней

Целью данной работы является изучение и последующее применение в практической работе налогов как составляющей государственного бюджета РФ.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *